Период колонизации края: XVI – XVII вв.

В это время, по словам В.О. Ключевского, «переселение, колонизация страны была основным фактом нашей истории, с которым в близкой или отдалённой связи стояли все другие её факты». Этот период характеризуется взятием Казани (1552), Астрахани (1556). и русской экспансией на восток. Градостроительная деятельность в этот период заключалась в строительстве по берегам Волги городов-крепостей засечной черты Русского государства: Симбирска (1648), Самары (1586), Царицына (1589), Саратова (1590). Из перечисленных городов Самара в Левобережье Волги была единственным городом-крепостью1 . Культура градостроительных чертежей и схем ещё не сложилась, изображения картографов имели схематичный, условный характер. Об исторической среде этих городов-крепостей можно судить по рисункам и гравюрам путешественников и исследователей того времени.

Регион в этот период развивается преимущественно в его Правобережной части. Для укрепления русских позиций в Правобережье Волги в 1680-х гг. начинается строительство Сызранской засечной черты2 с крепостями Сызрань (1683) и Кашпир (1687). Последний располагался к югу от Сызрани. В то время Сызрань и Кашпир были примерно одинаковыми поселениями-крепостями. Однако более удобное местоположение на пересечении Волжского речного и Московско-Уральского сухопутного путей вызвало быстрый рост Сызрани за счёт торговли. Позднее Сызрань получила статус города, а Кашпир – села. В наши дни Кашпир входит в состав городского округа Сызрань.

Длительное время развитие городов и освоение территорий происходило медленными темпами. Массовая колонизация Самарского Поволжья начинается только в XVII в.. Термин «колонизация» в отношении этого периода истории Поволжья использует ещё в 1877 г. Г.И. Перетяткович. Сразу после присоединения Среднего Поволжья к России земледельческая колонизация затронула территорию примерно в границах Татарстана. Степное Заволжье в пределах рассматриваемого региона представляло собой своеобразное срединное пространство, где соседствовали кочевые и полукочевые народы: представители считающегося автохтонным населения Среднего Поволжья (ногаи, калмыки, башкиры), осваивавшие эти земли наездом, а также казачество, русские рыболовы и служилые люди первых опорных сторожевых пунктов на Волге. Колонизация имела стихийный (вольный), государственный (правительственный), церковный (монастырский) и торгово-промышленный характер.

Со строительством русских крепостей Самары, Сызрани, Кашпира в Самарском Поволжье основываются первые монастыри. Монастыри как и города-крепости постепенно обрастали застройкой и способствовали освоению новых земель [26, c. 10]. Во второй половине XVII в. формируются крупные вотчины центральных монастырей – мужских Савво-Сторожевского, Чудова, Новоспасского и женских Нодевичьего, Вознесенского. На территории Самарской Луки, кроме монастырских вотчин, размещаются помещичьи землевладения.

В конце XVI – начале XVII вв. под защитой крепости «Самарский городок» основываются русские поселения на Самарской Луке, которая в то время служила оплотом «Волжской вольницы». Одним из первых поселений в Самарском Поволжье на основе соляных промыслов была слобода Усольская (1550). Позднее она вместе с западной частью Самарской Луки передана Иваном Грозным купцу Строганову, затем Надею Светешникову. По-прежнему наиболее освоенными территориями оказываются Правобережье Волги и Самарская Лука.

 

Вид крепости Кашпир, 1687 г.
Карта Жиля Робера‑де‑Вогонди, 1752 г.

 

В этот период закладываются основы меридиональной неоднородности архитектурно-исторической среды региона, связанной с историей заселения края. В то время кочевое население концентрируется в Левобережье, оседлое – в Правобережье Волги и на Самарской Луке. Волга ещё долгое время служила естественной преградой (см. карты Гийома Делиля и Жиля Робера-де-Вогонди), поэтому в Правобережье сохранились памятники архитектуры, более ранние, нежели в Левобережье (рис. 6).

Города в это время представляли собой тип города-крепости, их население составляли военные гарнизоны численностью 100 – 150 человек. Они играли роль военного лагеря и имели исключительно военно-стратегическое значение, управляли ими воеводы. Население по существу было временным, несмотря на, казалось бы, оседлый образ жизни. Постепенно служащие гарнизонов начинают привлекать в эти земли на постоянное жительство свои семьи, а беглые крестьяне образовывают там казачьи сообщества. Крепости окружаются слободами, каждая из которых была связана с родом занятий населения. Города служили транзитными пунктами на Великом волжском пути и имели назначение промысловых центров.

Характеризует это время на территориии Самарского региона археологический культурный слой, требующий особого изучения и дополнительных исследований. К этому периоду относятся также единичные сохранившиеся объекты наследия.

Графическая реконструкция фрагмента деревянной крепости «Самарский городок» (А. Грибанов, рук. – Т.В. Вавилонская, С.Г. Малышева)

Самара как крепость «Самарский городок»3 была основана в 1586 г. при царе Федоре Иоанновиче алатырским воеводой Г.О. Засекиным и стрелецким головой Ф.Е. Ельчаниновым. Первые упоминания о ней появляются в делах Посольского приказа. Крепость была построена для защиты территорий Левобережья Волги и Самарской Луки от Ногайской орды, представлявшей собой один из осколков Золотой орды, и казаков – беглых, преимущественно русских, крестьян и посадских людей. Крепость была деревянной с 11 башнями, размером 213 х 245 м. Она была огорожена палисадом в 3 – 4 м, её площадь составляла 5,2 га. Подобные крепости обычно возводились за один-два месяца, их конструкция и внешний облик были достаточно типичными для русского оборонного деревянного зодчества того времени. Внутри располагались детинец, торговая площадь перед ним и жилые кварталы. Детинец вмещал осадные дворы, воеводскую и приказную избу, «зелейные» и продовольственные амбары. Одновременно с крепостью была заложена Троицкая церковь. Описание, карту с местоположением города и первый рисунок крепости в своей книге оставил секретарь германского, голштинского посольства Адам Олеарий, который в 1636 г. путешествовал по Волге.

Также упоминали Самару в своих трудах: секретарь Шведского посольства Энгельберт Кемпфер, проезжавший по Волге из Москвы в Персию в 1683 г.; голландцы Ян Стрейс и Корнелий де Бруин, побывавшие в этих краях в 1669 и в 1703 гг. соответственно. Последний оставил также рисунок крепости, опубликованный в его трудах за 1714 г..

Первым населением Самары становятся служилые люди, число которых в XVI в. достигает 300 – 400 человек. Все они, отслужив год, покидали крепость. Такая практика существовала до 1620 – 1630-х гг., когда переводы служилых людей из города в город прекращаются. В Самаре начинает формироваться постоянное население. Только после обращения местных жителей к царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу Самара была переименована в город, а жители наделены землей в 1688 г. К концу XVII в. население города увеличилось до 500 человек и стало постоянным. Однако и после этого Самара по-прежнему оставалась пограничной крепостью, где служилых людей было больше, чем посадских.

Часть посадских жителей размещалась в крепости. Оседлое население начинает формировать слободы – «предместья» . В планировке одной из таких слобод – Болдырской хорошо прочитывается крестообразное пересечение улиц, ставшее потом для городов Самарского Поволжья городским кодом идентичности.

О характере складывающегося в Самаре менталитета свидетельствует состав дворян, претендовавших на воеводство, среди них не было окольничих фамилий, редки были стольники, в основном – представители средних и низших слоев дворянства. Значительная часть населения, в том числе служилых людей и иноземцев уже тогда успешно занималась торговлей. Вокруг города было организовано несколько застав и торговых мест. В 1600 г. в Самаре появилась таможня. В самом городе торг был разрешен за пределами детинца, в посадской части. Сохранились сведения о ритуале торговли, который мог возникнуть «только там, где важнейшие жизненные устои были связаны с постоянными и разнообразными торговыми операциями. К таковым городам относилась Самара».

 

Рисунок А. Олеария, 1636 г.
Гравюра по рисунку А. Олеария, 1727 г.

Рядом c городом с 1600-х гг. существовали мужской и женский Спасо-Преображенские монастыри. Мужской монастырь был в 1648 г. приписан к Патриаршему дому и обладал богатейшей вотчиной на Самарской Луке, упразднен в 1738 г., а женский – в 1764 г.. С монастырями связано строительство первого каменного здания в Самаре – Спасо-Преображенской церкви (1685), остатки которой были снесены в 1952 г. при строительстве моста через р. Самару.

В планировочной структуре Самары в период русской колонизации складываются следующие каркасные элементы: 1) перекрёсток, образованный продольной ул. Большой (ныне ул.Водников), параллельной руслу Волги и «спуском» к реке поперечной ул. Духовной (ныне Кутякова); 2) узел – крепость «Самарский городок» с торговой Хлебной площадью. Кварталы «Самарского городка» имели Г-образную или близкую к прямоугольнику форму, их насчитывалось всего шесть. Трапециевидный квартал, расположенный у восточной стороны крепости, занимал укреплённый детинец с доминантой соборной церкви (рис. 11). Геометрический центр крепости составляла торговая площадь.

Сызрань была основана как крепость от набегов крымских татар в 1683 г. в Правобережье. Строительством крепости занимался симбирский воевода князь Г. А. Козловский, консультантом выступал фортификатор, обер-лейтенант фон Зоммер. Крепость разместилась, как и «Самарский городок», в месте слияния двух рек – Крымзы и Сызранки, в нескольких километрах от впадения Сызранки в Волгу. Она перекрыла путь через Самарскую Луку к г. Симбирску и стала бастионом в борьбе с волжской вольницей.

Деревянно-земляная крепость представляла собой семиугольник в плане с одной, возведенной позднее, воротной, сторожевой, каменной Спасской башней, служившей единственным въездом в крепость. Её прототипом, вероятно, послужила въездная Спасская башня Казанского кремля. Во втором ярусе башни находились пушки, охранявшие подступы к крепости, от которой далее вдоль ул. Большой (ныне Советской) пошло развитие Центрального посада. В то время со стороны нынешней территории города был расположен ров с перекинутым через него деревянным мостом.

В пределах крепости традиционно размещались: воеводский двор, городническое правление и казначейство, канцелярия, кладовая для денежной казны, тюрьма, винный магазин, амбары. Позднее, в 1717 г., был построен каменный Христорождественский собор, сохранившийся по сей день. Сызранская крепость использовалась всего единожды, для подавления восстания Е. Пугачёва.

В 1685 г. на противоположном от крепости мысе, за р. Крымзой по указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича по челобитной старца Кирилла был основан мужской Вознесенский монастырь. Позднее рядом с монастырём образовано несколько слобод. Это место и сегодня сохранило топоним «Монгора». В конце 1670-х гг. в Сызрани проживало около 5 000 человек, город по численности населения в то время значительно превосходил Самару.

В планировочной структуре Сызрани периода русской колонизации формируются следующие каркасные элементы: 1) перекрёсток ул. Большой (ныне Советской) и переулка Лодочный (сохранил название); 2) узел – крепость «Сызранский кремль». Кварталы Сызранской крепости имели прямоугольную форму, их было всего три. Два и них шли параллельно р. Крымза, один – р. Сызранке. По центральной оси размещалась торговая площадь.

Историческая среда периода русской колонизации середины XVI – XVII вв. была сформирована деревянной застройкой, подверженной частым пожарам и потому не сохранившейся. Единственными дошедшими до наших дней компонентами среды этого времени являются социо-духовный и административно-политический. Наследие этого периода в настоящее время собственно среды не образует, но сохранилось в виде отдельных архитектурных (например, Сызранский кремль) и археологических памятников (например, Самарская земляная крепость).

Вектор развития в этот период определяется извне царскими указами о создании городов-крепостей и их развитии, а изнутри – воеводами и военной верхушкой.

Воссозданная северо‑западная башня «Самарского городка»
Воссозданная северо‑западная башня «Самарского городка»
План деревянной крепости «Самарский городок» 1586 г. по Е.Ф. Гурьянову: 1 – детинец; 2 – Спасская башня; 3 – городские ворота.