Постсоветский период: 1990-е гг. – настоящее время

Этот период характеризуется происходящей на фоне рыночной экономики перестройкой городов и сельских поселений. В это время на развитие архитектурно‑исторической среды оказывает влияние не только градостроительная, но и охранная деятельность.

Регион претерпевает существенные изменения не столько в самой среде, сколько в тех условиях, в которых она продолжает своё дальнейшее развитие. В 1990‑е гг. деятельность ВООПИК прекращается, а возобновляется только в 2000‑е гг. В 1993 г. был создан Отдел управления памятниками истории и культуры (ОУПиК) при администрации Самарской области. Его преемником сегодня является Управление государственной охраны объектов культурного наследия (УГООКН). Развивается реставрационная деятельность: в Самаре в 1991 г. начинает работу первая реставрационная мастерская НРПП «Старый город» (рук. – М.Б. Егоров).

Охранная деятельность на уровне региона начинается в рамках реализации федеральной программы «Возрождение» с проведения инвентаризации культурного наследия в 1991–1993 гг. (Е.А. Ахмедова, Г.Н. Рассохина, Т.В. Вавилонская и др.). В целях получения финансирования из федерального бюджета на нужды реставрации были существенно расширены составленные ВООПИК в предшествующий период списки выявленных объектов культурного наследия по городам и впервые составлен список памятников в целом по Самарской области. Инициатором работ стала общественная организация «Историко‑экокультурная ассоциация «Поволжье»» (рук. – В.И. Пестрикова, С.А. Агапов), объединившая широкий круг специалистов, заинтересованных в сохранении наследия края – архитекторов, археологов, историков, краеведов.

В 2001–2003 гг. в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2001–2005 гг.)» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 № 504 «Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры…» на базе ВООПИК (И.Б. Субботин, Е.А. Ахмедова, Т.В. Вавилонская, С.Г. Малышева и др.) проходит вторая волна инвентаризации, точнее сказать мониторинга.

Осуществляется выверка списков памятников в условиях развернувшейся экспансии новой застройки в исторические центры городов. Работы проходят под патронажем государственного органа градостроительной деятельности – министерства строительства Самарской области. Перечень выявленных объектов подвергается очередной выверке.

В 1990‑е гг. ведется разработка историко‑культурных опорных планов поселений национального парка «Самарская Лука» (Е.А. Ахмедова, Т.Я. Вавилова, Т.В. Вавилонская и др.), в ходе которой было в общей сложности подготовлено 59 ИКОП. Однако далее охранная деятельность развивается крайне медленно, и только в 2008–2010 гг. для региона Российским научно‑исследовательским институтом культурного и природного наследия им. академика Лихачёва (Москва) была разработана концепция мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области. Концепция была положена в основу действующей целевой областной программы «Культурное наследие», разработанной на период 2012–2020 гг.

В 2007 г. в регионе утверждена «Схема территориального планирования Самарской области» (ГУП СО «ТеррНИИгражданпроект»). В составе градостроительной документации предпринимается попытка комплексно на уровне региона поставить вопросы сохранения и использования историко‑культурного наследия в туристско‑рекреационных целях (Т.В. Вавилонская, В.М. Мельникова). Впервые был картирован историко‑культурный потенциал региона и сделано предложение по приданию статуса исторических русским селам Екатериновка и Ширяево, татарскому с. Алькино, немецкому с. Надеждино, украинскому с. Кинель‑Черкассы.

В том же году на архитектурном факультете Самарского государственного архитектурно‑строительного университета (СГАСУ) была открыта специальность «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», в 2013 г. осуществлен первый в регионе выпуск архитекторов‑реставраторов.

В настоящее время начались работы по включению ряда объектов культурного наследия Самарской области в Списки всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них – бункер Сталина (объект № 1) 1942 г. в Самаре и Ново‑Закамская оборонительная линия 1731–1736 гг., охватывающая территорию сразу нескольких муниципальных образований области.

Города и их историческая среда развиваются по‑разному. В Самаре историческая среда на протяжении уже нескольких десятков лет испытывает «прессинг» нового строительства. Сызрань развивается медленнее, однако деревянная архитектура бывших слобод ветшает и трансформируется вследствие ведения ремонтов хозяйственным способом. Тольятти начинает постепенно «культивировать» своё наследие.

Самара (историческое название возвращено в 1991 г.) как крупный город и региональный центр быстро и радикально меняет свой образ. В отношении Самары не утрачивают своей актуальности по сей день слова Н. Лендера – автора сборника «Волга» 1889 г.: «…Самара – город молодой, живой и деятельный. В последние 25–30 лет он сильно разросся; появилось много новых домов и крупных сооружений. Строительная деятельность в Самаре вообще чрезвычайно сильно развита и даже беспримерна… Кто не видел Самару лет 10–15, тот не узнает её в теперешнем обновленном состоянии». Достаточно сравнить панораму с Волги в 1990‑х гг., где доминировали романтический пивоваренный завод А.Ф. фон Вакано, неоготический польский костел и конструктивистский Дом промышленности, и современную панораму, которая образована теснящейся жилой застройкой высотностью в 20 и более этажей. Можно говорить о том, что город пережил два бурных экономических всплеска: один из них приходился на кон. XIX – нач. ХХ в., другой – на кон. XX – нач. XXI в. Следствием каждого из них были небывалые по масштабу изменения в исторической среде.

Градостроительная деятельность в начале периода осуществляется с учётом исторической среды, реализуется генеральный план Куйбышева (ныне Самары) 1985 г. (утвержден в 1987 г.), разработанный в предыдущий период Горпроектом (Москва). Генпланом предусматривалась реконструкция исторического центра, но при этом памятники истории и культуры должны были быть сохранены, а объёмы реставрационных работ – увеличены.

Охранная деятельность получает развитие в эти же годы в Самаре. На базе КуИСИ121 был выполнен первый «Историко‑опорный архитектурный план г. Самары» (Т.Я. Ребайн – рук., Е.А. Ахмедова, С.В. Генералова, Т.В. Каракова и др.). В 1987 г. опорный план получил одобрение Министерства культуры РСФСР и ЦК ВООПИК. Он был призван обосновать статус Куйбышева как исторического города, но выполнялся исключительно для исторического центра в границах двух административных районов – Самарского и Ленинского – и не учитывал наследие за их пределами. В основе концепции было представление о том, что территории первоначального освоения приобретают центральные функции в городе и служат накоплению культурных ценностей. Из этого следовал вывод: где расположены памятники – там и центр города.

К 1990 г. организацией «РЕКОН» (рук. – И.Б. Галахов) был составлен первый «Проект зон охраны и зон регулирования застройки исторической части г. Самары». С позиций прагматичного подхода выделены территории с большим процентом износа жилого фонда (свыше 60 %). Стратегия реконструкции связывалась с развитием функционально‑пространственного каркаса территорий, акцент сделан на эволюции домовладений. Число групповых зон охраны было значительным, а их границы имели сложные очертания и «разрезали» территорию кварталов, что затрудняло применение проекта на практике. Надлежащего утверждения проект не получил, хотя избирательно применялся в деятельности госоргана охраны.

Проект зон охраны памятников и зон регулирования застройки (1990 г.), рук. – И.Б. Галахов

В том же году в целях придания городу статуса исторического разрабатывается концепция реконструкции Иверского женского монастыря (рис. 86). Открывается монастырь, постройки которого в советское время были превращены в «Рабочий городок» при пивоваренном заводе. В 1993 г. Самара получает статус исторического города и обладает им вплоть до 2010 г., когда вместе с многими другими городами РФ теряет этот статус.

В 1991–1993 гг. Самару, как и регион в целом, охватывает инвентаризация, о которой уже говорилось. В 1994 г. Отделом охраны и использования исторического недвижимого наследия администрации г. Самары проводится картирование памятников истории, культуры, архитектуры г. Самары (н. рук. – С.В. Генералова). Достоинством работы стало осознание ценности не только объектов периода капитализации экономики, но и советского периода.

Несмотря на это, с 1990‑х гг. в Самаре начинается активное строительство в историческом центре города. Попытка упорядочить данный процесс была предпринята в 1995–1996 гг. Творческим коллективом Самарской государственной архитектурно‑строительной академии (Е.А. Ахмедова, Т.В. Вавилонская, Т.В. Каракова) разрабатывается «Типология объектов новой застройки в границах исторического ядра г. Самары (с рекомендациями ведения проектирования)». На территории исторического центра с учётом ценности и целостности застройки, а также наличия территориальных резервов были выделены зоны с различными по степени преобразований режимами реконструкции (консервации, реставрации, реновации, модернизации и конструирования), дано определение каждого из режимов, выделены параметры необходимых, допустимых и недопустимых мероприятий. В каждой из полученных зон был выбран эталонный квартал и на его примере показаны возможные приемы реконструкции.

В 2002–2003 гг. по инициативе министерства строительства и ЖКХ Самарской области разрабатывается

«Комплексная градостроительная стратегия реконструкции и нового строительства в границах исторических центров Самары и Сызрани» (Е.А. Ахмедова, Т.В. Вавилонская), которая в целом соответствовала парадигме градостроительной охраны наследия. Результаты инвентаризации 2001–2003 гг. были картированы, в составе работы был выполнен проект зон охраны г. Самары.

В рамках градостроительной деятельности разрабатывается новый генеральный план города (н. рук. – Ю.М. Корякин), утверждённый решением Думы г. о. Самары № 539 от 20.03.2008. В состав генерального плана г. о. Самары включен раздел «Сохранение и реабилитация историко‑архитектурного и градостроительного наследия г. о. Самары, определение основных направлений реконструкции как доиндустриальной, так и индустриальной застройки». В составе утверждаемой части ГП Самары впервые появляется «Схема границ территорий объектов культурного наследия» (Т.В. Вавилонская). Подобные схемы в других гоодах РФ обычно оставались в обосновывающей части проекта, а следовательно, руководствоваться ими при осуществлении градостроительой деятельности не представлялось возможным. Согласно схеме на территории исторического центра города устанавливались 4 групповые зоны охраны: «Древняя Самара», «Дорегулярная Самара», «Уездная Самара» и «Губернская Самара», которые в совокупности образовывали «заповедную зону» исторического центра с целостной архитектурно‑исторической средой. На территорию «Ближнего пригорода» распространялся режим строгого регулирования застройки, а «Дальнего рабочего пригорода» – регулирования застройки. Были определены охранные зоны срединной и периферийной частей города, которые включали историческую среду советского периода. Впервые были выделены ансамбли улиц и площадей. В основу положен реконструктивный подход, который позволил дифференцировать высотные регламенты по красной линии и внутри кварталов по каждой из групповых зон в зависимости от масштаба исторической застройки.

С 2008 г. в связи с изменениями законодательной сферы областной госорган охраны культурного наследия начинает разработку «индивидуальных» зон охраны относительно каждого из объектов культурного наследия. Первые 88 проектов утверждены для Самары в 2010 г. (ОАО «РосНИИПИУрбанистики», Санкт‑Петербург). К 2013 г. по официальным данным УГООКН СО их общее число

достигло 467, в то время как на охране находилось 1246 объектов. То есть ок. 38 % памятников получили свои зоны охраны. Сложившаяся ситуация потребовала применения консервационных подходов, установления жесткой системы охранного зонирования. Территория исторического центра оказалась практически вся «накрыта» накладывающимися друг на друга пообъектными

зонами охраны с различными регламентами, что стало

одновременно преимуществом и проблемой, затрудняющей процесс управления наследием. Так или иначе, но строительная активность на территории исторического центра Самары была остановлена благодаря постановке УГООКН всех утвержденных в ПЗО границ на кадастровый учёт.

В 2015 г. возвращается в российское законодательство понятие «групповые зоны охраны» в интерпретации «объединённые зоны охраны», обсуждаются вопросы разработки проекта объединённых зон охраны для г. Самары. В 2017 г. по инициативе УГООКН Самарской области стартовали работы по приданию Самаре статуса исторического поселения. Коллективом СамГТУ были выполнены историко‑культурные и градостроительные исследования в целях обоснования включения в перечень исторических поселений части территории г. о. Самары (Т.В. Вавилонская, М.В. Шувалов, Е.А. Ахмедова, Ю.М. Корякин, О.В. Дидковская, Ю.Л. Райхель и др.). 

Графическая реконструкция комплекса Иверского женского монастыря в Самаре по проекту Т.В. Вавилонской (1990 г.)

Исследование впервые было направлено не только на сохранение, но и на развитие городской среды, решение вопросов сохранения наследия в комплексе с социальными, транспортными инженерными и иными проблемами исторического центра Самары. Кроме того, был проведён расчёт инвестиционной привлекательности территорий исторического центра. Для этого было выбрано 15 эталонных кварталов, поскольку квартал всегда был историческим планировочным модулем развития города. Выполнен мониторинг состояния застройки, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, выявлены территориальные резервы, учтены допустимые режимы работ с культурным наследием и иными объектами и территориями в пределах каждого из кварталов.

В 2018–2019 гг. коллектив СамГТУ по заказу УГООКН продолжил подготовку соответствующей научно‑проектной документации для придания Самаре статуса исторического поселения федерального значения, разработаны историко‑культурный опорный план, границы, предмет охраны исторического поселения и требования к градостроительным регламентам (М.В. Шувалов, В.Э. Стадников, Т.В. Вавилонская, Е.А. Ахмедова, Ю.Л. Райхель и др.

Схема границ территорий объектов культурного наследия в составе генерального плана г. о. Самара (2008 г.)
Сводная схема утвержденных зон охраны объектов культурного наследия г. Самары по сотоянию на 2019 г.
Историко‑культурные и градостроительные исследования в целях обоснования включения в перечень исторических поселений части территории г. о. Самара (2018 г.)
Историко‑культурный опорный план г. Самары (2019 г.)
Проект зон охраны г. Сызрань (2003 г.)

Сызрань как большой город не меняет радикально свой образ, сохраняются его внешние и внутренние виды. В 1992 г. после проведённой на региональном уровне инвентаризации наследия Сызрани присвоен статус исторического города, которым он обладал вплоть до 2010 г. В 2002–2003 гг. в составе «Комплексной градостроительной стратегии реконструкции и нового строительства в границах исторических центров Самары и Сызрани» разработан первый проект зон охраны Сызрани (рук. – Т.В. Вавилонская). В основу концепции проекта положена градостроительная история поселения, охранное зонирование соответствовало прежнему делению города на посад и слободы.

Архитектурно‑историческая среда Сызрани обладает качеством устойчивости и постепенно восстанавливается, в том числе за счёт действующей муниципальной программы «Развитие и сохранение культуры и искусства в г. о. Сызрань на 2014–2018 гг.». В 2018 г. разработана соответствующая документация (Т.В. Вавилонская, И.С. Стафеев и др.), и г. Сызрани возвращён статус исторического поселения регионального значения.

Тольятти как крупный город достаточно динамично меняется в течение последних десятилетий. Охранная деятельность в Тольятти в последние годы активизируется. В 1997 г. мэром Тольятти С.Ф. Жилкиным волевым решением «в целях сохранения исторического наследия» создан Городской музейный комплекс (ГМК) «Наследие» на базе дома Стариковых – первых переселенцев из зоны затопления. Охранная деятельность в Тольятти с 1998 г. осуществлялась отделом краеведческого музея «Служба охраны памятников», с 2000 г. отдел был преобразован в муниципальное учреждение культуры – музей историко‑культурного наследия Тольятти. Охранную деятельность в городе ведут профессиональные сообщества, что даёт положительные результаты. Так, в 2000 г. была разработана «Концепция сохранения и использования историко‑культурного наследия г. Тольятти», составлен реестр памятников, включающий 104 объекта.

Определение предмета охраны, границ территории, требований к градостроительным регламентам в указанных границах: границы исторического поселения Сызрани
Определение предмета охраны, границ территории, требований к градостроительным регламентам в указанных границах: границы буферной зоны (2018 г.)