Здание городского театра
Адрес
Самара, пл. Чапаева
Категория
федеральный
Вид
памятник архитектуры
Время создания
1888
Архитектор
М.Н. Чичагов
Архитектурный стиль
русский стиль

Все фасадное здание дачи, представляющее собой уникальный памятник декоративного модерна в Самаре, было построено в 1908–1909 гг. в береговой зоне р. Волги, на удалённой от города территории, в районе 5-й дачной просеки. История постройки связана с именем художника, потомственного купца I гильдии Константина Павловича Головкина (1872–1925). В Самаре он жил в доме на улице Панской (ныне – ул. Ленинградская, 34), где также располагался его писчебумажный и художественный магазин. Головкин был меценатом, организатором художественных выставок, владельцем первого в Самаре автомобиля, коллекционером и фотографом В краеведческих записках 1920-х гг. он указывал на то, что сооружений, подобных по красоте самарским дачам, не было на Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все дачи «оборудованы собственными водопроводами, электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр.

Одну из таких дач для своей семьи спроектировал сам К.П. Головкин вместе с архитектором В.В. Тепфером. Трёхэтажное, приподнятое на высокий цоколь здание оказалось окружено террасами и верандами. Главным фасадом оно ориентировано в сторону реки. Сложный по форме объём, в котором хорошо прочитывается функциональное устройство объекта, дополнен скульптурами двух слонов на открытой в сторону Волги террасе и женской фигуры, предположительно Флоры или феи цветов. Эта фигура фланкирует лестницу, которая расположена со стороны южного фасада и также ведёт к Волге. Каждая из скульптур была частью группы фонтанов, выполненной по рисункам К.П. Головкина.

Дача выстроена из пустотелого кирпича и бетонных блоков, конструкции веранд и террас деревянные. Здание оштукатурено и окрашено, цоколь обложен белым камнем. Подчеркнуто ассиметричная композиция дома включает ориентир в виде башни со смотровой площадкой и два прямоугольных разновысоких объёма. По законам модерна на фасадах отсутствуют поэтажные членения. Основной акцент сделан на оконных проёмах, различающихся по величине и по форме. В башне и во втором ярусе центрального объёма использован мотив окон-бойниц вертикальной и горизонтальной формы. На первом этаже среднего объёма здания оконные проёмы прямоугольные, разделённые пилястрами и карнизным поясом. Ранее в этом месте была открытая терраса, утраченная в советское время. Центральный объём выделен рамочным декором, выступающим из плоскости стены. Во втором, более узком, объёме здания оконные проёмы первого яруса высокие, прямоугольные, декорированные лепным декором и подоконными филёнками, имитирующими подоконную плиту. На втором этаже того же объёма расположен балкон с трёхчастным проёмом полуциркульной формы. По главному фасаду, слева от центрального объёма здания – прямоугольная терраса, справа от узкого объёма здания – терраса полукруглой формы. Террасы оформлены колоннами с каннелюрами и карнизным поясом сложного профиля. В башне оконные проёмы третьего яруса заключены в округлую нишу. Под ними находится ряд окон-бойниц с подоконными плитами.

Интерьеры дачи и мебель также были выполнены по эскизам Головкина, а гостиная была украшена его картинами с изображениями парящих женских фигур, предположительно, лесных нимф. По воспоминаниям внучки владельца особняка, каждая жилая комната была раскрашена по-своему: спальня – в белые и красные тона, гостиная – в зеленовато-болотный цвет, характерный для модерна. Полы во всём доме были паркетными.

Скульптуры гигантских слонов, выполненные из цемента, пустотелые. В одну из них, по воспоминаниям жены Головкина, были заложены документы и фотографии, относившиеся к постройке дачи.

В советское время дача была приспособлена под госпиталь, затем под детский сад, позднее – под клуб предприятия «Водоканал». Первоначальный облик здания претерпел значительные изменения: в нём разместили кинозал со сценой и кинопроекционным оборудованием, для чего со стороны западного фасада возвели пристрой и перенесли перекрытие, увеличив высоту помещения. Тогда же была утрачена часть интерьеров.

В 1990-х гг. на даче проводились ремонтно-реставрационные работы. В настоящее время здание не используется.