Церковь Святого Михаила Архангела в Павловке

eng

Категория:
Вид:
Время создания:
Архитектор:
Архитектурный стиль:

rus

Category:
Type:
Date:
Architect:
Architectural style:

Все фасадное здание дачи, представляющее собой уникальный памятник декоративного модерна в Самаре, было построено в 1908–1909 гг. в береговой зоне р. Волги, на удалённой от города территории, в районе 5-й дачной просеки. История постройки связана с именем художника, потомственного купца I гильдии Константина Павловича Головкина (1872–1925). В Самаре он жил в доме на улице Панской (ныне – ул. Ленинградская, 34), где также располагался его писчебумажный и художественный магазин. Головкин был меценатом, организатором художественных выставок, владельцем первого в Самаре автомобиля, коллекционером и фотографом В краеведческих записках 1920-х гг. он указывал на то, что сооружений, подобных по красоте самарским дачам, не было на Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани. Все дачи «оборудованы собственными водопроводами, электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми беседками, трельяжами и пр.

Одну из таких дач для своей семьи спроектировал сам К.П. Головкин вместе с архитектором В.В. Тепфером. Трёхэтажное, приподнятое на высокий цоколь здание оказалось окружено террасами и верандами. Главным фасадом оно ориентировано в сторону реки. Сложный по форме объём, в котором хорошо прочитывается функциональное устройство объекта, дополнен скульптурами двух слонов на открытой в сторону Волги террасе и женской фигуры, предположительно Флоры или феи цветов. Эта фигура фланкирует лестницу, которая расположена со стороны южного фасада и также ведёт к Волге. Каждая из скульптур была частью группы фонтанов, выполненной по рисункам К.П. Головкина.

Дача выстроена из пустотелого кирпича и бетонных блоков, конструкции веранд и террас деревянные. Здание оштукатурено и окрашено, цоколь обложен белым камнем. Подчеркнуто ассиметричная композиция дома включает ориентир в виде башни со смотровой площадкой и два прямоугольных разновысоких объёма. По законам модерна на фасадах отсутствуют поэтажные членения. Основной акцент сделан на оконных проёмах, различающихся по величине и по форме. В башне и во втором ярусе центрального объёма использован мотив окон-бойниц вертикальной и горизонтальной формы. На первом этаже среднего объёма здания оконные проёмы прямоугольные, разделённые пилястрами и карнизным поясом. Ранее в этом месте была открытая терраса, утраченная в советское время. Центральный объём выделен рамочным декором, выступающим из плоскости стены. Во втором, более узком, объёме здания оконные проёмы первого яруса высокие, прямоугольные, декорированные лепным декором и подоконными филёнками, имитирующими подоконную плиту. На втором этаже того же объёма расположен балкон с трёхчастным проёмом полуциркульной формы. По главному фасаду, слева от центрального объёма здания – прямоугольная терраса, справа от узкого объёма здания – терраса полукруглой формы. Террасы оформлены колоннами с каннелюрами и карнизным поясом сложного профиля. В башне оконные проёмы третьего яруса заключены в округлую нишу. Под ними находится ряд окон-бойниц с подоконными плитами.

Интерьеры дачи и мебель также были выполнены по эскизам Головкина, а гостиная была украшена его картинами с изображениями парящих женских фигур, предположительно, лесных нимф. По воспоминаниям внучки владельца особняка, каждая жилая комната была раскрашена по-своему: спальня – в белые и красные тона, гостиная – в зеленовато-болотный цвет, характерный для модерна. Полы во всём доме были паркетными.

Скульптуры гигантских слонов, выполненные из цемента, пустотелые. В одну из них, по воспоминаниям жены Головкина, были заложены документы и фотографии, относившиеся к постройке дачи.

В советское время дача была приспособлена под госпиталь, затем под детский сад, позднее – под клуб предприятия «Водоканал». Первоначальный облик здания претерпел значительные изменения: в нём разместили кинозал со сценой и кинопроекционным оборудованием, для чего со стороны западного фасада возвели пристрой и перенесли перекрытие, увеличив высоту помещения. Тогда же была утрачена часть интерьеров.

В 1990-х гг. на даче проводились ремонтно-реставрационные работы. В настоящее время здание не используется.