Ранний железный век
Памятники эпохи раннего железного века представлены в Самарском Поволжье как погребальными комплексами кочевников савроматского и сарматского круга, так и поселениями городецкой культуры и белогорского типа памятников. К этому же времени относятся немногочисленные поселения царевокурганского типа.
Савроматская культура
Савроматская культура - археологическая культура раннего железного века, время существования которой VII–IV вв. до н.э. Получила название от имени создавших ее ирано-язычных савроматов – кочевых скотоводов, упоминавшихся в античных письменных источниках. Территория распространения – степи Подонья и Поволжья. Ранее в этот перечень включали степные районы Южного Приуралья. В Самарском Поволжье, являвшемся северной окраиной территории распространения савроматской культуры, памятники расположены преимущественно в бассейне р. Самара. Много вещей случайно найдено в лесостепных районах. О савроматской культуре применительно к археологическим памятникам Самарского Поволжья можно говорить лишь условно, поскольку преобладают материалы, указывающие на культурное единство населения средневолжских степей и кочевников Южного Приуралья, где савроматы не жили. Памятники савроматского времени, исследованные в Самарской области, представлены курганами и случайными находками, поселения савроматской культуры не известны. При совершении погребальных церемоний часто использовался огонь.
Погребальный обряд характеризуют курганные насыпи, наличие одиночных и коллективных захоронений, простые могилы или ямы со входом–дромосом, которые перекрывались деревянными плахами или сооружениями из сырцового кирпича. В могильнике Березки I открыт мавзолей, возведенный из сырцового кирпича. Положение умерших вытянуто на спине, головой в западном, иногда в южном направлениях. Особенностью савроматской культуры был «звериный стиль» в искусстве, когда вещи, прежде всего, оружие, узда, алтари и зеркала украшались изображениями животных. Для савроматской культуры характерны короткие мечи-акинаки с разнообразными по форме навершиями и перекрестиями рукоятей, использование бронзовых втульчатых наконечников стрел, удила и псалии, каменные алтари, бронзовые зеркала, глиняные лепные плоскодонные сосуды с невыразительным орнаментом, либо вообще без него. Проблема происхождения савроматской культуры до конца не решена. Ранее существовала гипотеза об ее формировании на основе срубной культуры эпохи бронзы. В IV в. до н.э. савроматская культура перестала существовать, так как ее создатели были частично вытеснены, частично смешались с кочевниками, переселившимися в Поволжье и Подонье из степей Южного Приуралья. Савроматская культура стала компонентом при формировании новой раннесарматской культуры кочевников Волго-Уралья.
Погребения савроматского времени в Самарском Поволжье обнаружены в курганных могильниках у сел Андреевка, Новопавловка, Неприк и Гвардейцы, Березки и Новоберезовка.
Раннесарматская культура
Первой находкой, относящейся к кругу артефактов раннесарматской культуры на современной территории Самарской области, считается железный меч с серповидным навершием, обнаруженный в середине XIX века при распашке земли в пределах Самарского уезда и переданный на хранение в Самарский публичный музей. В 1907 году М.А. Миллером при обследовании дюны вблизи ж-д станции Марычёвки (ныне территория Богатовского района Самарской области) были найдены два раннесарматских кинжала с серповидным навершием, длинный меч с навершием в виде полукольца и железный наконечник копья; эти находки впоследствии были переданы Московским археологическим обществом Императорскому Российскому (Государственному) историческому музею, где хранятся и поныне в составе коллекции под № 44657. Указанные находки в своё время послужили основанием для включения территории Самарской области в ареал раннесарматской, или прохоровской культуры.
Первые раскопки раннесарматских курганов состоялись в начале 1970-х годов после повторного открытия Куйбышевского государственного университета и создания на его базе Средневолжской археологической экспедиции, к работе которой практически сразу же подключились Куйбышевский государственный педагогический институт и Куйбышевский областной музей краеведения.
В 1972–1973 годах И. Б. Васильевым производились раскопки группы курганных могильников у с. Утёвка Нефтегорского района Самарской области, в левобережной части долины р. Самары. В могильниках Утёвка I, II и IV были исследованы три впускных раннесарматских погребения, в том числе погребение IV в. до н. э. в кургане № 3 могильника Утёвка II с круглодонным сосудом приуральского облика, содержавшим примесь талька в составе формовочной массы.
В 1974–1975 годах В. А. Скарбовенко исследовала курганный могильник Мордовская Шишка у пос. Красные Пески Похвистневского района Самарской области, расположенный на краю обрывистого плато, возвышающегося над правобережной долиной р. Большой Кинель. Могильник состоял из двух курганов IV в. до н. э. с каменными кольцами и вымостками на поверхности насыпи.
В 1975-1983 гг. Куйбышевский университет проводил спасательные раскопки археологических памятников в зонах строительства Куйбышевского обводнительно-оросительного канала и систем орошения на его базе. В рамках спасательных раскопок было выявлено ещё несколько раннесарматских погребальных комплексов. В 1975 г. В.А. Скарбовенко исследовала впускное раннесарматское погребение III–II вв. до н. э. в кургане № 2 могильника Андросовка II на правобережной стороне долины р. Чагры в Красноармейском районе Самарской области; в 1977 г. Р.С. Багаутдинов обнаружил раннесарматское впускное погребение рубежа V–IV вв. до н. э. или начала IV в. до н. э. в кургане № 9 могильника Кировский I в Красноармейском районе и в том же 1977 г. В. А. Скарбовенко раскопала раннесарматские курганы № 8 и № 10 IV в. до н. э. в составе курганного могильника Новопавловка I на территории Красноармейского района; в 1982 г. В.А. Скарбовенко выявила четыре раннесарматских погребения III–Iвв. до н.э. в кургане № 2 могильника Нижнеозерецкое V в Приволжском районе.
В 1977 г. экспедиция Куйбышевского педагогического института под руководством И.Б. Васильева исследовала впускное раннесарматское погребение IV в. до н. э. в кургане № 1 могильника Красносамарское I на правобережной террасе р. Самары в Кинельском районе и группу раннесарматских погребений в курганах № 1– 4 могильника Виловатое I на левобережной террасе р. Самары в Богатовском районе; раскопки курганного могильника Виловатое I были продолжены В. Н. Мышкиным в 1986 году.
В 1986 г. при проведении спасательных раскопок курганного могильника Тамбовка II в Большеглушицком районе на левобережной террасе р. Большой Иргиз экспедицией Куйбышевского педагогического института под руководством М.А. Турецкого в кургане № 2 было исследовано впускное раннесарматское погребение IV в. до н. э. в подбойной могиле.
В 1994 г. в связи со строительством газопровода проводились спасательные раскопки курганного могильника Гвардейцы I в Борском районе Самарской области, на второй левобережной террасе р. Самары; в процессе раскопок под насыпями курганов № 25 и № 31 были обнаружены три раннесарматских погребения III–II вв. до н. э.
В 1996 г. объединённая экспедиция Самарского университета и Самарского педагогического университета под руководством А.И. Крамарева исследовала два раннесарматских погребения в кургане № 2 могильника Гвардейцы II на возвышенности Хмырова Шишка к югу от с. Гвардейцы Борского района, в левобережной части долины р. Самары.
В 1998 г. в рамках Федеральной целевой программы «Интеграция» П.Ф. Кузнецовым выявлено тринадцать раннесарматских погребений в кургане № 1 могильника Журавлиха I на территории Большеглушицкого района, при впадении в р. Большой Иргиз её левого протока – р. Журавлихи.
В 2000 г. при проведении спасательных раскопок курганного могильника Бобровка I, находящегося в Кинельском районе, на краю второй правобережной террасы р. Самары В.А. Скарбовенко обнаружила в кургане № 2 два впускных раннесарматских погребения, одно из которых датируется временем не позднее IV в. до н. э.
Ещё два впускных раннесарматских погребения IV в. до н. э. исследованы В.А. Скарбовенко в 2002 г. в кургане № 2 могильника Заплавное I на левобережной террасе р. Самары в Борском районе.
В 2008 г. экспедиция Самарского государственного педагогического университета под руководством В.Н. Мышкина выявила два впускных раннесарматских погребения IV в. до н. э. в кургане № 1 могильника Карабаевка I в Сергиевском районе, на водоразделе рек Сока и Большого Кинеля.
В 2018 г. экспедиция ООО «Гефест» под руководством К.М. Андреева во время спасательных раскопок курганного могильника Коноваловка IV, расположенного на водоразделе рек Самары и Кутулука в Борском районе, обнаружила раннесарматское коллективное погребение IV в. до н. э. в кургане № 3.
К настоящему времени на территории Самарской области полностью или частично исследовано 17 курганных могильников, содержащих раннесарматские погребения.
Кроме погребальных комплексов, на территории Самарской области случайным образом найдено 13 раннесарматских железных мечей и кинжалов. Помимо упоминавшихся в начале очерка меча, происходящего с территории Самарского уезда, а также двух кинжалов и меча, найденных в 1907 году при обследовании дюны у железнодорожной станции Марычёвка, четыре экземпляра обнаружены в Похвистневском районе: три кинжала с серповидным навершием и брусковидным перекрестием (у пос. Красные Пески) и меч с серповидным навершием без перекрестия (у д. Сухая Речка); два экземпляра в Кинельском районе: орнаментированный кинжал с брусковидным навершием и таким же перекрестием (у с. Студенцы) и меч с серповидным навершием (у с. Алакаевки); кинжал с серповидным навершием – в Приволжском районе; меч с серповидым навершием – в окрестностях Серноводска Сергиевского района; кинжал с серповидным навершием – в Волжском районе у с. Рубежное.
Судя по материалам исследованных погребальных комплексов, ранние сарматы появились на территории Самарской области на рубеже V–IV вв. до н. э. или в самом начале IV в. до н. э. (погребение № 20 в кургане № 9 могильника Кировский I). На раннем этапе освоения региона, в IV в. до н. э. сарматы предпочитали использовать для захоронения своих умерших курганы эпохи бронзы. Погребения совершались в простых грунтовых ямах, реже – в ямах с подбоями и катакомбами (два последних типа ям встречены в курганных могильниках Карабаевка I и Тамбовка II). Курганы, возведённые самими ранними сарматами, обнаружены в двух могильниках IV в. до н. э. – Новопавловка I (курганы № 8 и № 10) и Мородовская Шишка у пос. Красные Пески. При оформлении курганов могильника Мордовская Шишка использовался камень: каменные конструкции в виде вымосток и колец были обнаружены на поверхности насыпей, каменные наброски – поверх деревянные надмогильных перекрытий. В этих же могильниках были выявлены могильные ямы с заплечиками вдоль всех четырёх стенок.
Для погребений IV в. до н. э. характерна высокая доля предметов вооружения в составе вещевых комплексов. Вооружение представлено клинковым оружием – мечами и кинжалами, бронзовыми наконечниками стрел и очень редко – наконечниками железных копий. Наряду с типичными для раннесарматской культуры мечами и кинжалами с серповидным навершием и брусковидным перекрестием в коллекции оружия IV в. до н. э. присутсвуют мечи и кинжалы с дуговидным перекрестием (могильники Заплавное I, Карабаевка I) и треугольным перекрестием (могильник Кировский I). В керамическом комплексе, происходящем из погребений IV в. до н. э., преобладают круглодонные сосуды, в том числе с примесью талька в составе формовочной массы. Из других находок IV в. до н. э. следует упомянуть каменный жертвенник в виде круглого блюда без ножек (могильник Красносамарское I) и стеклянные бусы, происходящие из восточных центров (могильник Коноваловка IV).
Раннесарматские погребения IV в. до н. э. имеют отчётливо выраженный южноуральский облик, указывающий на регион, откуда раннесарматские племена пришли на территорию Самарского Поволжья на рубеже V–IV вв. до н. э. Большинство погребений IV в. до н. э. сосредоточено в бассейне р. Самары, долина которой, по-видимому, была основным коридором миграции раннесарматских племён из Южного Приуралья в Самарское Заволжье.
На позднем этапе раннесарматской культуры, в III–II вв. до н. э. тенденция хоронить умерших в могилах, впущенных в курганы более раннего времени, по-прежнему остаётся ведущей. В области материальной культуры наблюдается смена круглодонной керамики плоскодонной и увеличение разнообразия форм глиняной посуды, замена бронзовых наконечников стрел железными, распространение стеклянных бус, поступающих из античных центров Причерноморья, и появление специфических для этого времени так называемых «молоточковидных» предметов, имеющих, как полагают исследователи, ритуальное назначение. К этому периоду раннесарматской культуры в Самарском Заволжье относятся погребения из могильников Нижнеозерецкое V, Виловатое I, Андросовка II, Гвардейцы I, Гвардейцы II, Утёвка IV, Журавлиха I.
Среднесарматская культура
На территории Самарской области памятники среднесарматскй культуры обнаружены впервые в 20-х годах ХХ века экспедицией Общества археологии, истории, этнографии и естествознания под руководством В.В. Гольмстен. В 1923 г. при проведении раскопок курганного могильника Березняки на р. Малый Кинель вблизи восточной границы нынешнего Кинель-Черкасского района Самарской области экспедиция исследовала среди прочих курган № 13, содержавший под насыпью погребение взрослого человека, имевшего при себе длинный железный меч с кольцевидным навершием. В 1925 г. в раскопанном кургане № 3 могильникиа у хутора Истомина на старице р. Самары в двух верстах восточнее железнодорожной станции Безымянки (территория современного городского округа Самара) экспедиция под руководством В. В. Гольмстен обнаружила разрушенное впускное погребение с глиняным сосудом, принадлежащим среднесарматской культуре.
В 1951 г. во время проведения охранно-спасательных археологических работ, связанных со строительством Куйбышевской ГЭС, экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством Н.Я. Мерперта исследовала среднесарматское впускное погребение в кургане № 2 могильника у с. Хрящёвки, находившегося на затопленной ныне первой левобережной террасе Волги в Ставропольском районе Самарской области.
Дальнейшее исследование памятников среднесарматской культуры на территории Самарской области связано с работами Средневолжской археологической экспедиции, созданной в начале 1970-х годов на базе Куйбышевского государственного университета.
В 1970–1972 годах Средневолжская археологическая экспедиция под руководством Г.И. Матвеевой провела раскопки курганного могильника Гвардейцы I, расположенного на второй левобережной террасе р. Самары в 1 км к югу от с. Гвардейцы Борского района. Было исследовано тринадцать разновременных курганов, в которых выявлено восемь погребений среднесарматской культуры. В 1994 году раскопки могильника были продолжены В.Н. Мышкиным. В шести исследованных курганах было выявлено ещё четыре среднесарматских погребения.
В 1972–1973 годах один из отрядов Средневолжской экспедиции Куйбышевского университета, руководимый И.Б. Васильевым, проводил раскопки группы курганных могильников в окрестностях с. Утёвки Нефтегорского района, на левобережной стороне долины р. Самары. В кургане №1 могильника Утёвка IV им было исследовано полуразрушенное погребение среднесарматской культуры.
В 1975 году отряд Средневолжской археологической экспедиции Куйбышевского университета под руководством Р.С. Багаутдинова проводил исследование курганного могильника Преполовенка I, расположенного в Безенчукском районе Самарской области на первой левобережной террасе р. Волги; в кургане № 4 было обнаружено впускное среднесарматское погребение.
В 1977 году экспедиция Куйбышевского государственного педагогического института под руководством И.Б. Васильева выявила ещё одно среднесарматское погребение в кургане № 9 могильника Андреевка I, находящегося в 0,3 км к юго-западу от с. Андреевки Богатовского района, на первой левобережной террасе р. Самары.
В 2006 году экспедиция ООО «АрхГео» под руководством М.С. Седовой провела спасательные раскопки курганного могильника Иргиз I в 0,7 км к югу-юго-западу от с. Ломовки Пестравского района Самарской области, на левобережной стороне речки Тёпловки, притоке р. Большой Иргиз. В двух курганах могильника было исследовано десять погребений раннего железного века, пять из которых были отнесены к переходным от раннесарматской к среднесарматской культурам или к среднесарматской культуре.
В 2011 году экспедицией ООО «АрхГео» под руководством Н.В. Лебедевой при проведении спасательных раскопок одиночного кургана Баженовского в 5 км к югу-юго-востоку от с. Утёвки Нефтегорского района, в левобережной части долины р. Самары было обнаружено впускное среднесарматское погребение.
К настоящему времени на территории Самарской области полностью или частично исследовано девять курганных могильников, в которых встречены погребения среднесарматской культуры. Кроме погребальных комплексов, в пределах обозначенного региона имеется также случайная находка среднесарматского железного меча с кольцевидным навершием, обнаруженного в окрестности пос. Красные Пески Похвистневского района.
В количественном отношении памятники среднесарматской культуры на территории Самарской области уступают раннесарматским, однако распространены они более широко – от Ставропольского района на севере до Пестравского района на юге Самарской области. Вместе с тем большая часть среднесарматских памятников по-прежнему концентрируется в бассейне р. Самары. В среднесарматское время в регионе впервые появляются крупные сарматские могильники с курганами, возведёнными над сарматскими захоронениями. В качестве примера такого памятника можно привести курганный могильник Гвардейцы I в долине р. Самары.
Для среднесарматских памятников характерна высокая степень стандартизации погребального обряда и материальной культуры, благодаря которой сарматские памятники Самарской области обнаруживают большое сходство с одновременными им памятниками широкой территории от Нижнего Поволжья до Южного Приуралья.
В Самарском Поволжье встречены все типы могильных ям, характерные для среднесарматской культуры в целом: узкие прямоугольные, овальные, подбойные и квадратные с диагональным положением погребённых. Умерших хоронили на спине, в вытянутом положении, головой в южном направлении. В погребальном ритуале использовался огонь, в могилу помещались куски мела, серы и минералов красного цвета.
В керамическом комплексе среднесарматских погребений появляются гончарные сосуды, доставленные из античных центров Северного Причерноморья и меотских центров Прикубанья, а также реплики импортных сосудов, вылепленные от руки. Заметно увеличивается количество импортных бус, поступающих через античные города Северного Причерноморья. Среднесарматское оружие представлено железными мечами и кинжалами с кольцевидным навершием, а также железными трёхпёрыми черешковыми наконечниками стрел небольших размеров. В погребениях встречаются глиняные и алебастровые миниатюрные сосудики (так называемые курильницы), бронзовые зеркала, костяные туалетные ложечки, пряслица из глины и алебастра, каменные оселки, железные ножи и некоторые другие предметы.
Позднесарматская культура
Позднесарматская культура - археологическая культура раннего железного века (II в. н.э. – IV в. н.э.). Территория распространения первоначально охватывала степи от р. Урал на В до р. Дунай на З, впоследствии уменьшилась и включала в себя Приазовье, Поволжье, Южное Приуралье. В Самарском Поволжье памятники позднесарматской культуры расположены главным образом в долине реки Самары. Свое название позднесарматская культура получила от племен сарматов с указанием ее завершающего положения в периодизации сарматских культур. Позднесарматская культура сформировалась на основе среднесарматской культуры и культуры ирано-язычных кочевников, мигрировавших из Средней Азии. Представлена материалами из курганных могильников. Для позднесарматской культуры типичны земляные курганы небольших размеров, захоронения в простых ямах и подбойных могилах, положение погребенных вытянуто на спине, иногда в гробах, головой в северном направлении. В захоронениях встречаются предметы вооружения, конская узда, орудия труда, украшения, предметы туалета, напутственная пища. Распространились мечи с рукоятями без металлического навершия (иногда насаживались халцедоновые) и перекрестия, луки гуннского типа с костяными концевыми и срединными наладками, железные трехлопастные наконечники стрел. Часто встречаются двусоставные удила, иногда с железными и бронзовыми кольцами, к которым крепились зажимы.
Большое распространение в быту получили бронзовые фибулы-застежки, маленькие зеркала-подвески, бусы 14-гранной формы из сердолика и стекла, насаженные на бронзовую спираль, серебряные и бронзовые лунницы, железные и бронзовые пряжки с подвижным язычком. Глиняная посуда, которую помещали в могилы, представлена лепными и круговыми кувшинами и горшками, миниатюрными сосудиками и курильницами. Поздние сарматы употребляли бронзовые литые и кованые котлы. Основой хозяйственной деятельности населения являлось кочевое скотоводство, существовали домашние производства. Значительную роль играла торговля с греческими городами Северного Причерноморья и центрами Средней Азии.
Поздние сарматы относились к числу ирано-язычных народов. Среди них выделялись аланы, подчинившие себе многие окружающие племена и распространившие на них свое имя. Позднесарматская культура прекратила существование в IV в. после того, как гунны, вторгшиеся в Восточную Европу, нанесли поражение сарматским племенам, включили их в состав своего разноэтничного племенного союза. Отдельные элементы позднесарматской культуры стали частью культуры средневековой Алании на Северном Кавказе, салтово-маяцкой культуры Подонья, а также, вероятно, славянских племен.
В Самарской области позднесарматские погребения обнаружены в могильниках Березняки, Гвардейцы I, Андреевка, Виловатое, Осиновка, Черновка III.
Белогорский культурный тип
Белогорский культурный тип представлен группой археологических памятников раннего железного века (VII – IV вв. до н.э.).
Белогорский культурный тип получил свое название по городищу Белая Гора на Самарской Луке. Первые памятники были открыты В.В. Гольмстен в 1923 г. В 1970-е годы несколько белогорских городищ были исследованы Г.И. Матвеевой. Эти памятники сконцентрированы на Самарской Луке и близ Сокольих гор у г. Самары. К ним относятся расположенные на горных мысах городища: Лысая Гора у с. Жигули, Каменная Коза у с. Винновка, Коптево городище и Царев Курган недалеко от г. Самары. Немногочисленные селища находились в непосредственной близости от городищ.
Культурный слой на белогорских поселениях тонок и беден находками. Основную категорию находок составляют фрагменты круглодонных сосудов с примесью дробленой раковины или известняковой крошки. Прямая или отогнутая наружу горловина украшалась 2-3 рядами треугольных вдавлений. Форма горшков восходит к ананьинским традициям изготовления сосудов, а орнамент отражает сугубо местную специфику.
Керамика, подобная белогорской, найдена на нескольких поселениях Ульяновской области и в Татарстане, а также в Гулькинском могильнике, исследованном А.В. Збруевой в Ульяновской области.
Анализ полученных в результате раскопок материалов (прежде всего керамики), позволил исследователям выдвинуть предположение об особом типе памятников в рамках обширной ананьинской историко-культурной общности, занимавшей в I тыс. до н.э. районы Среднего Поволжья и Прикамья и достигавшей на севере бассейна рек Печоры и Вычегды. Морфологические особенности керамики, найденной на городищах, позволили исследователям говорить об ананьинской доминанте в формировании населения, оставившего памятники белогорского культурного типа в Самарском Поволжье. Племена белогорского типа, как и все население ананьинской общности, вели оседлый образ жизни. Основу их хозяйства составляло придомное животноводство (разводили свиней, крупный рогатый скот, овец, низкорослых лошадей) при подсобной роли земледелия, охоты, рыболовства и собирательства. Судя по всему, жизнь на белогорских поселениях Самарского Поволжья прекратилась в IV в. до н.э. Именно в это время в регион с запада продвинулись племена городецкой культуры.
Г.И.Матвеева предполагала, что белогорское население ушло на северо-восток, в Прикамье, где приняло участие в формировании пьяноборской культуры.
Городецкая культура
Городецкая культура – археологическая культура раннего железного века. Название культуры восходит к исследованному В.А. Городцовым памятнику у с. Городец Спасского уезда Рязанской области. По классификации М.Б. Щукина эта культура достаточно определенно вписывается в «пятый мир» – мир редких поселений с сетчатой или текстильной керамикой. Несмотря на то, что ее немногочисленные памятники «разбросаны» на обширнейшей территории (от верховьев Дона на западе до Самарской Луки на востоке, от р. Оки на севере до широты Саратова на юге), все они представлены лишь поселениями – неукрепленными селищами и укрепленными городищами. До сих пор не выявлено ни одного могильника, материалы которого можно было бы достоверно связать с городецкими древностями и, в частности, с особой городецкой керамикой. Именно керамика с «рогожным» орнаментом является главным цементирующим признаком городецкой культуры. Крайняя малочисленность и невыразительность найденных на поселениях артефактов не позволяют дать четкую датировку городецкой культуры. Большинство исследователей определяют время ее существования рамками I тыс. до н.э.
На Самарской Луке памятники городецкой культуры датируются IV в. до н.э. – I в. н.э.
Городецкие памятники Самарского региона в начале 1920-х годов обследовались В.В. Гольмстен, а в 1970-е годы их раскопки проводила Г.И. Матвеева. Все исследованные городища (Лбище, Каменная Коза, Вислый Камень, Торновское) и селища (Новый Путь, Новинки) находятся на Самарской Луке. Вместе с тем, отдельные фрагменты керамики найдены и на левобережье Волги.
Материальная культура городецких племен Самарского Поволжья представлена, главным образом, фрагментами плоскодонных слабопрофилированных горшковидных сосудов. В процессе их изготовления использовался прием выбивания рифлеными колотушками. Отпечатки напоминают оттиски рогожи, мешковины или сетки. По этой причине такого рода керамику иногда называют текстильной. Помимо керамики на поселениях изредка встречаются изделия из железа (ножи), кости (рыболовные крючки, гарпуны, наконечники стрел) и глины (пряслица).
Памятники городецкой культуры были оставлены племенами рыболовов и охотников. Отсутствие могильников объясняется наличием у них каких-то особенных обрядовых традиций, связанных с помещением покойников в сооружения (дома мертвых, кроны деревьев), расположенные на поверхности (над поверхностью) земли.
Что касается этнической идентификации населения городецкой культуры, то, по мнению ряда исследователей (Б.А. Рыбаков, Н.В. Трубникова), ареал этой культуры сопоставим с землями «тиссагетов» Геродота. Долгое время считалось, что городецкая культура принадлежала финно-угорским племенам. В настоящее время есть основания говорить об ее балтских истоках. Поскольку территория, занятая племенами городецкой культуры, была весьма обширна, постольку и судьбы ее носителей в разных частях этого обширного ареала были различными. В частности, в регионе Самарского Поволжья немногочисленное население городецкой культуры, вероятно, было вытеснено протославянскими племенами, пришедшими сюда из районов Поднепровья.
Царевокурганский культурный тип
Археологические исследования на территории Самарской области привели к выявлению новых материалов второй половины I–III вв. н.э., отличных от ранее известных сарматских и городецких комплексов.
Новая группа памятников выделена, в первую очередь, на основании находок специфических керамических сосудов. Характерными для керамического комплекса этой группы являются горшковидные сосуды с отогнутой наружу шейкой и выраженным внутренним ребром в месте перехода от шейки к тулову, декорированные пальцевыми вдавлениями по краю венчика. Впервые комплекс подобной керамики был обнаружен при анализе коллекции из раскопок на Царевом кургане, проведенных в 1938 г. московским археологом А.В. Збруевой. К настоящему времени известно 12 памятников, на которых выявлены материалы царевокурганского культурного типа. Среди них нужно отметить селище и городище Лбище, селища Подгоры I, Шигоны III, Новинки V, Березовка. Известные памятники относятся к категории неукрепленных поселений (находки на городище Лбище, вероятно, оказались в земле до того, как были возведены земляные укрепления). Мощность культурного слоя на поселениях не превышает 10-15 см. Площадь каждого поселения менее 1 га.
Жилые постройки первых веков н.э. были частично исследованы в 1950-е гг. только на поселении Березовка. Одна полуземлянка имела вход в виде узкого коридора, напротив которого располагался очаг, сложенный из камней, обмазанных глиной. Наряду с полуземляночными постройками, вероятно, существовали и наземные жилища.
На вершине Царева кургана обнаружено три безынвентарных погребения, костяки в которых лежали в вытянутом положении на спине, головами на запад и юго-запад. Возможно, для населения царевокурганского культурного типа были свойственны бескурганные погребения. В остеологической коллекции Царева кургана были определены кости лошади, крупного рогатого скота, овцы, свиньи, собаки, козы, медведя и бобра. Население, оставившее памятники типа Царев Курган, вело комплексное хозяйство, в котором наряду с придомным скотоводством определенную роль играла охота. Вопрос о роли земледелия до получения новых данных остается открытым.
Керамический комплекс включает миски, в том числе острореберных форм, горшки, неорнаментированные и орнаментированные по краю венчика, кувшины. Единичными экземплярами представлены диски и миниатюрные сосуды. Преобладают крупные сосуды горшковидной формы с раструбообразным расширением, орнаментированные по венчику пальцевыми вдавлениями, насечками или специальным штампом. В формовочной массе сосудов имеется примесь дробленой кости или раковины. Индивидуальные находки представлены пряслицами трех типов: биконическими крупными пряслицами с небольшим отверстием, уплощенно-цилиндрическими и бочонковидными пряслицами. Памятники царевокурганского культурного типа в Самарском Поволжье датируются второй пол. I–III вв. н.э. Они принадлежат особой группе оседлого населения, генетически не связанной с предшествующими поволжскими культурами и родственной населению, оставившему памятники позднескифского круга в
Верхнем Подонье и Саратовском Поволжье.
Дальнейшие судьбы населения царевокурганского культурного типа не установлены. Отдельные признаки (орнаментация венчиков горшков пальцевыми защипами, наличие керамики с примесью дробленой кости, специфическая обработка поверхности сосудов и т.д.) находят параллели в материальной культуре памятников типа Сиделькино-Тимяшево лесостепного Поволжья. Возможно, часть населения царевокурганского культурного типа приняла участие в генезисе раннесредневековых земледельческих культур в Среднем Поволжье.
Автор: Богачев А.В., Мышкин В.Н., Скарбовенко В.А., Сташенков Д.А.