Поздний бронзовый век

Покровская культура

Покровская культура – это культура начала эпохи поздней бронзы. Судя по современным данным радиокарбонной хронологии, она существовала в первой четверти II тыс. до н.э.

Покровская культура занимала лесостепную и степную зоны от Подонья до Южного Приуралья. Самарское Поволжье входило в область обитания покровской культуры на всех этапах её истории.

Покровская культура получила свое название по имени могильника, найденного у Покровска, близ Саратова. Первоначально покровские памятники относились к раннему этапу срубной культуры, но затем были выделены в самостоятельную культуру.

В Самарском Поволжье покровская культура представлена погребальными и бытовыми памятниками.

Первый из них – Кротовский могильник, был раскопан еще в 1920-е годы В.В. Гольмстен и её учениками, слушателями Высших этнолого-археологических курсов. Основное число покровских памятников было обнаружено и раскопано в ходе работ Средневолжской археологической экспедиции, начиная с 1970- х гг. В настоящее время раскопки памятников покровской культуры ведутся экспедициями СГСПУ, Самарского Университета, ГБУК «Наследие», ООО «Гефест», ООО НПФ «АрхГео» и др.

Наиболее яркими из изученных являются могильники Березовский II, Владимировский I, Красноселки одиночный курган, Крутенький одиночный курган, Новопавловка, Новые Ключи III, Песочное, Рождествено I, Спиридоновка II, Уваровка I.

Могильники покровской культуры состоят из цепочек курганов, вытянутых вдоль водоразделов рек. Каждый могильник представлял собой родовое кладбище, в котором были как курганы с могилами воинов, так и курганы с погребениями рядовых общинников. Могилы вождей-воинов отличались сложным устройством погребальной камеры. Эта камера имела большие размеры и перекрывалась накатником из бревен или плах. Умерший укладывался в слабо скорченном положении у стенки могильной ямы. У противоположной стенки ставились керамические сосуды. Воины были похоронены вместе с оружием, штандартами - символами власти. В могиле также могла находится упряжь для колесничих лошадей, представленная псалиями. Рядом с погребениями воинов в ряде случаев обнаружены парные захоронения лошадей, запрягавшихся в колесницу.

Носители покровской культуры были отличными воинами. Главные изобретения того времени – боевая колесница, запряженная парой лошадей. Колесница – это легкая повозка, имевшая колеса со спицами. На колеснице помещались возница и стрелок, вооруженный большим луком. Быстрота и маневренность колесницы обеспечивали быструю и эффективную атаку. Лошадей для колесниц специально тренировали, используя для этих целей длинную палку с бронзовым стерженьком на конце (так называемое стрекало). Но главным была новая упряжь лошадей с роговыми дисковидными или прямоугольными псалиями, имевшими шипы. В покровской культуре псалии, фактически, были вершиной костерезного мастерства. Они не только имели вставные, тонко сделанные детали – шипы, шпеньки, но и были прекрасно орнаментированы.

Оружием дальнего боя воина покровской культуры, как пешего, так и помещенного на колесницу, служил лук со стрелами. Наконечники стрел делались из камня, кости и металла. Особенно эффективными были граненые и пулевидные костяные наконечники с втульчатым креплением, которые могли пробить броню врага. Латы того времени представляли собой кожаную одежду с нашитыми на нее роговыми или костяными пластинками. Оружием ближнего боя выступали бронзовые и каменные топоры, копье, каменная и металлическая булава, а также кинжал с металлической рукоятью.

Курганы для рядовых общинников содержали большое число погребений. В мужские погребения клали жертвенную пищу - кусок грудины лошади или крупного рогатого скота. Об этом свидетельствуют ребра этих животных, которые находят в могилах. Рядом с ними, как правило, лежит бронзовый нож.

Женские погребения содержат украшения, сделанные из бронзы, золота, кости. Это накосники и нагрудники, состоящие из бронзовых блях, пронизей, бус и амулетов – клыков животных. Руки украшались браслетами и перстнями. Головной убор дополнялся подвесками, которые спускались от него с двух сторон в области висков. Эти подвески изготавливались из бронзы, а в ряде случаев обтягивались золотой фольгой и орнаментировались тонкой резьбой. Единичные подвески целиком сделаны из золота.

В детских погребениях нередко находят наборы астрагалов – мелких суставных костей животных. Предполагается, что они использовались как для простых игр «в кости», так и для магических гаданий.

Для покровской культуры характерно размещение рядом с погребениями жертвенников. В них входили черепа (нижние челюсти) и кости ног животного, завернутые в шкуру, что обозначало животное целиком. В такие жертвенники входили кости лошади, крупного и мелкого рогатого скота.

Поселения покровской культуры расположены по берегам рек. В Самарском Поволжье изучены поселения Шигонское I, Лебяжинка V, Точка.

Жилища покровской культуры имели углубленный в землю котлован. Основой стен и опорой крыши служила каркасно-столбовая конструкция. Предполагается также и другой тип жилища, когда двускатная крыша опиралась на земляные борта котлована. Внутри жилище часто делилось на две части. Одна из них хозяйственная. Здесь располагались очаги и ямы для хранения запасов. Очаги представляли собой углубление в земле. Их донья выкладывалось камнями, которые сохраняли тепло, необходимое как для приготовления пищи, так и для отапливания помещения. Рядом с очагами и хозяйственными ямами стояли сосуды. Часто эти сосуды имели большие размеры. По всей видимости, они использовались для хранения запасов и других хозяйственных нужд.

Основным занятием носителей покровской культуры являлось было пастушеское скотоводство. Разводили коров, лошадей, овец, коз и в небольшом количестве свиней. Стада крупного рогатого скота паслись на луговых травах. Лошади и мелкий рогатый скот могли выпасаться на более высоких террасах с более сухой травой. На зиму скоту заготавливали корм. Для этих целей служили бронзовые серпы.

Важным занятием носителей покровской культуры являлись металлургия и металлообработка. Фактически на каждом поселении найдены свидетельства этих занятий – сплески металла, шлаки, фрагменты литейных форм, а также тиглей для плавки металла. Из бронзы изготавливались втульчатые топоры с длинным узким обухом, наконечники копий с кованой, а позже литой втулкой, ножи, серпы, тесла, долота, шилья, стрекала. Пример таких изделий - бронзовый боевой топор из Сызранского краеведческого музея, происходящий, вероятно, из разрушенного кургана.

Другими традиционными занятиями были обработка шкур животных, плетение и ткачество, костерезное дело. Изделия из кости очень характерны для покровской культуры. Их особенностью считается тонкий резной орнамент. Из кости и рога делались самые разнообразные вещи: штандарты, модели булав, пряжки для ремня, рукояти плетей и орудий, наконечники стрел. Из ребер, нижних челюстей животных и фаланг делались орудия труда - лощила, тупики, шпатели и т. п.

Посуду можно условно разделить на столовую, ритуальную и хозяйственную. Посуда имела простые формы горшков и банок с простым орнаментом, а часто и без него. Поверхность сосуда покрывалась расчесами, сделанными зубчатым штампом, что зрительно создавало эффект рельефного узора. Этим же штампом с крупными зубцами наносился вдавленный орнамент, состоявший, как правило, из зигзагов. Есть свидетельства изготовления покровскими мастерами не только керамической, но и деревянной посуды. Отдельные экземпляры деревянных чаш украшались бронзовыми обкладками, крепившимися бронзовыми гвоздиками. Некоторые из этих обкладок имели фигурную форму или были орнаментированы. Известна также берестяная посуда.

Покровской культуре пришлось существовать в обстановке военной опасности, исходившей от сейминско-турбинской культурной группы. Этим объясняется тот факт, что её вожди были ещё и воинами. Они составляли колесничью аристократию. Общество покровской культуры достигло достаточно высокого уровня развития, которое может быть охарактеризовано, как вождество.

Дальнейшие судьбы покровской культуры связаны с ее постепенной трансформацией в срубную культуру.

Срубная культура

Срубная культура получила свое название по конструкции погребальной камеры, в которой хоронили умершего – срубу.

Срубная культура существовала в позднем бронзовом веке. Как следует из данных радиокарбонной хронологии, она датируются XVIII-XVI вв. до н.э.

Территория срубной культуры простиралась от Урала до Поднепровья. Самарское Поволжье входило в зону обитания срубной культуры с начального этапа её истории.

Начало изучению памятников срубной культуры в Самарском Поволжье в 1920-е гг. положили члены Высших этнолого-археологических курсов под руководством В.В. Гольмстен. В 1950- е годы раскопки памятников срубной культуры велись в зоне строительства Куйбышевской ГЭС. Начиная с конца 60-х годов и до настоящих дней памятники срубной культуры исследуются экспедициями Самарского университета, СГСПУ, СОИКМ им. Алабина, ГБУК «Наследие», ООО «Гефест», ООО НПФ «АрхГео» и др.

Наиболее известные погребальные памятники срубной культуры в Самарском Поволжье – могильники Андросовка II, Волчанка, Золотая Нива I и II, Лузановка, Подстепки III, Просвет I, Спиридоновка IV, Хрящевка, Ягодное.

Могильники срубной культуры располагаются как по берегам рек, так и на открытых степных пространствах. Могильники состоят из большого числа курганов. Особенностью срубной культуры считается сооружение сложных деревянных конструкций погребальной камеры. Это могут быть целые срубы из бревен или перекрытия из бревен и плах над могильной ямой. Сама могильная яма имеет небольшие размеры, рассчитанные только на захоронение умершего и его личных вещей. Костяк в погребении лежит в сильно скорченном положении на левом боку, головой на северо-восток. Рядом с ним стоят 1-2 керамических сосуда. В мужских погребениях отсутствует оружие. В женских погребениях есть украшения.

По берегам Волги и ее притоков располагались многочисленные поселения срубной культуры. Среди бытовых памятников Самарского Поволжья необходимо упомянуть поселения Кировское, Кротовское I, Лебяжинка V, Лузановское, Найденое Озеро I, Сачково Озеро, Федоровское, Шигонское I. На ряде из них исследованы стационарные жилища. Другие поселения можно себе представить как летние лагеря, организованные для выпаса скота, так как их культурный слой состоял только из фрагментов керамики и костей животных, а остатки долговременных жилищ не зафиксированы.

Жилища срубной культуры имели углубленный в землю котлован. Стены делались из бревен. Крышу поддерживали столбы, расположенные в центре жилища. Известны не только срубовые, но и каркасно-столбовые конструкции домов, в которых столбы располагались по периметру и по центру постройки. Внутри жилищ находились очаги и хозяйственные ямы. Очажные ямы могли содержать камни, которые сохраняли в них тепло. Известны и более сложные конструкции очагов с глиняными сводами. Хозяйственные ямы могли быть простыми или имели вставленные в них плетеные из прутьев корзины или деревянные колоды. Хозяйственные ямы находились как внутри жилищ, так и за их пределами.

Основой хозяйства срубной культуры было скотоводство. В стаде содержался крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Помощником в хозяйстве служила собака. Определенную роль в жизни человека играла охота. О занятиях охотой, в частности, свидетельствуют амулеты из клыков лисицы, находимые в погребениях.

Одними из главных занятий населения срубной культуры были металлургия и металлообработка. В производстве металлических орудий и оружия были достигнуты большие успехи. Мастера срубной культуры научились делать сплавы меди с оловом и получать высококачественную бронзу. Для литья изделий применялись глиняные и каменные формы, причем на одном каменном бруске, на разных его гранях, вырезались формы для отливки разных изделий. Втулки орудий делались уже не кованые, а литые. Все это в целом дало возможность начать массовое изготовление сельскохозяйственных орудий, таких как серпы, с помощью которых заготавливался корм для домашних животных на зиму. Именно серпы, как правило, содержатся в кладах срубной культуры. Изготавливались и бронзовые топоры с массивным обухом. Топоры – это орудие труда и оружие. Их производство требовало большого количества металла и знания технологии. Из металла изготавливались также ножи, иглы и шилья.

Орудия труда и оружие изготавливались не только из металла, но также из камня, дерева, кости. Население срубной культуры занималось деревообработкой, костерезным делом, ткачеством, гончарством и многим другим.

Украшения срубной культуры делались из бронзы, золота, пасты, кости. Мастера срубной культуры изготавливали сложные составные накосники и нагрудники, в которые входили круглые орнаментированные бляхи, биноклевидные пронизи, а также бисер и амулеты из клыков животных. Руки украшались браслетами и кольцами. Характерны были височные подвески в полтора оборота, которые, вероятно, спускались на кожаных шнурках с головного убора.

Эпоха существования срубной культуры – это относительно мирное время, когда скотоводческое хозяйство развивалось быстрыми темпами и были освоены обширные пространства степей. Увеличение поголовья скота привело к повышению благосостояния людей и увеличению численности населения. В результате мы можем констатировать, что наибольшее количество памятников эпохи бронзы в Самарском Поволжье было оставлено носителями именно срубной культуры.

Мирная обстановка, в которой развивалась культура, привела к регрессу в развитии общества. Военные функции вождя отходят на задний план. Погребения вождей мало отличаются от захоронений взрослых членов общины и, как правило, не сопровождаются оружием. В них есть лишь символы власти – каменная булава или плеть с резной костяной рукоятью. По всей видимости, в обществе произошел возврат к первобытно-общинному устройству.

Автор: Кузнецов П.Ф., Кузьмина О.В.