Эпоха финальной бронзы

Сусканская культура

Сусканская культура – одно из ярких проявлений заключительной стадии позднего бронзового века, когда на обширной территории степной и лесостепной Евразии происходят значительные культурные сдвиги, связанные в том числе с распространением урало-западносибирских традиций в Волго-Камье, в Среднем и Нижнем Поволжье и Волго-Донском междуречье, формированием очагов металлообработки и металлообрабатывающих традиций.

Начало исследованию сусканской культуры было положено раскопками Сусканского поселения, на котором был выявлен комплекс керамики, отличающейся от керамики срубной культуры и имеющей черты гончарства зауральского андроновского происхождения. В 1980-е годы на территории Самарской области был исследован ещё ряд поселений, материалы которых подтвердили смену срубной культуры памятниками иного облика, которые были объединены в сусканскую культуру.

Памятники сусканской культуры занимают значительную территорию лесостепного Волго-Камья, правобережье Волги от устья Камы до широтыХвалынска, Самарское Заволжье, а также западные районы Приуралья вплоть до р. Демы. В Заволжье сусканские памятники распространены преимущественно в лесостепной зоне, южным рубежом которой была, очевидно, р. Самара.

На Нижней Волге близкие сусканским комплексы относят к памятникам черкаскульско-федоровского или так называемого смеловского типа, характеризующим ранний этап хвалынской культуры.

Представлена сусканская культура поселениями, подкурганными и грунтовыми захоронениями, случайными находками металлических изделий и кладами бронзовых предметов. От предшествующей срубной эпохи сусканскую культуру отличают традиции изготовления керамики и бронзолитейного производства, погребальный обряд и многие другие черты материальной культуры.

В Самарском Поволжье значительные комплексы сусканской культуры исследованы на поселениях Русская Селитьба II, Лебяжинка V, Елховка II, Попово Озеро, Чесноковское I, в курганном могильнике Студенцы.

Сусканские поселения занимают, как правило, невысокие мысы надпойменной террасы или ее останцы. Во многих случаях сусканским населением использовались заброшенные срубные поселки и, возможно, котлованы старых построек. Постройки сусканского времени достигали площади 250 кв.м (I Сусканское поселение), имели чуть углубленный котлован с остатками одного или двух-трех очагов. Характерной особенностью построек, связанных с сусканской культурой, считаютсяя выходы-тамбуры, имеющие форму узких коридоров с расширением с напольной стороны. В бассейне р. Сок постройки с длинными узкими тамбурами встречаются на поселении Нижняя Орлянка II. В центре постройки, изученной на поселении Русская Селитьба II, обнаружены колодцы с великолепно сохранившимися конструкциями для облицовки их нижней части.

О погребальном обряде сусканской культуры можно судить по погребальным памятникам Нижнего и Среднего Прикамья, относящимся к родственной сусканской раннелуговской культуре. К одному культурно-хронологическому пласту с сусканской культурой относятся погребения с андроноидной керамикой из курганов Нижнего Поволжья. Как правило, это или единственные погребения под насыпью, или впускные захоронения. Сохранившиеся погребальные комплексы с керамикой андроновского или сусканского типа отличаются от захоронений срубной культуры не только специфической керамикой, но и традицией захоронения умерших преимущественно на правом боку с ориентировкой в юго-восточный сектор, хотя встречаются и другие позы.

На территории Самарской области обнаружено несколько захоронений сусканской культуры. Среди них погребения кургана 1 могильника Студенцы на р. Сок. Сусканская керамика встречена в разрушенных погребениях могильника Екатериновка на берегу Саратовского водохранилища. Погребение с сусканским сосудом встречено при исследовании многослойного поселения Лебяжинка V на р. Сок.

Для сусканской культуры характерно постепенное вытеснение традиционного курганного обряда бескурганными некрополями. Курганные насыпи отличаются, как правило, небольшими размерами (мог. Студенцы, курган 1) или не фиксируются вовсе (мог. Такталачук, родственной сунканской луговской культуры).

Наиболее ярко своеобразие сусканской культуры выразилось в керамике, которая радикально отличается от керамики срубной культуры и имеет ярко выраженный андроноидный облик. Сосуды плоскодонные, лепные, сравнительно тонкостенные. В качестве формовочной массы использовано в основном глиноподобное сырье из пластичных илистых залежей, хотя встречаются илистые глины и чистая глина. В качестве искусственных добавок использован шамот, органика, иногда дробленые кальцинированные кости животных. Поверхность сосудов тщательно обработана, иногда с использованием лощения. Сосуды имеют плавную профилировку, стянутое горло со скошенным внутрь срезом венчика, реже округлым или приостренным, плавный переход от горла к раздутому тулову.

Сосуды в абсолютном своем большинстве орнаментированы. Орнамент наносился преимущественно гладким штампом-щепой, реже – зубчатым штампом. Орнамент покрывает верхнюю треть сосуда и состоит в большинстве случаев из двух-трех зон. Как правило, это горизонтальная полоса под венчиком и широкое орнаментальное поле под ним. Каждая из орнаментальных зон характеризуется особенным орнаментальным мотивом.

Для верхней горизонтальной зоны характерен орнамент из двух параллельных линий, горизонтальный ряд уголковых вдавлений или наклонных оттисков, полоса из двух линий с уголковыми вдавлениями или наклонными оттисками между ними. Встречаются и горизонтальные валиковые налепы под венчиком. Для основной орнаментальной зоны характерны многорядный горизонтальный зигзаг или вертикальная елочка, горизонтальная елка, как правило, многорядная, характерны, хотя и не так многочисленны заштрихованные ромбы и равнобедренные треугольники, обращенные вершиной вниз.

Очевидно сходство сусканской керамики с керамикой ряда культур Зауралья, Казахстана и Западной Сибири, объединяемых исследователями в андроновский культурный пласт. Наиболее ярко андроновский компонент в сусканских комплексах проявился в небольшой части керамики собственно андроновского типа, которая встречена практически на всех сусканских поселениях. Эта керамика отличается особой тонкостенностью, эсовидной профилировкой, тщательной отделкой поверхности, в том числе с помощью лощения, орнаментацией мелкозубчатым штампом, каннелюрами. В орнаментальной композиции чаще используются косоугольные треугольники, меандры. Встречаются свастики. Керамика подобного типа, являющаяся, видимо, парадной посудой, характерна для федоровских памятников Южного Урала.

Связь гончарных традиций сусканской культуры с андроновским миром подтверждается и находками в сусканских комплексах кубковидных сосудов с высокой ножкой-поддоном и специфическими орнаментальными мотивами. Орнамент из желобков-каннелюр, косоугольных треугольников, выполненных мелкозубчатым штампом, высокая ножка-поддон не имеют прототипов в срубном гончарстве. В Поволжье керамика подобного типа встречена на нескольких сусканских поселениях (Нижняя Орлянка II, I Сусканское, II Лебяжинское, сусканский комплекс поселения Екатериновка).

Металлообработка сусканской культуры, как и гончарство, демонстрирует новые приемы, технологии и традиции. С сусканской культурой и некоторыми родственными ей культурными образованиями лесостепного Волго-Камья связано распространение в этом регионе бронзолитейного производства, наследующего и развивающего основные инновации, привнесенные в Волго-Уралье сейминскими литейщиками (использование оловянистых бронз, каменных литейных форм, сердечника для литья орудий со слепой втулкой, замена проушных топоров кельтами). Сейминские традиции получают распространение в регионе еще в срубное время, новая волна урало-западносибирских традиций дала дополнительный импульс для их развития и способствовала формированию так называемого дербеденевского очага металлообработки. Для этого очага характерными орудиями стали широкие серпы со слабоизогнутым лезвием, одноушковые и двуушковые кельты, кельты-тесла, желобчатые долота, ножи с утолщением-упором, ножи-бритвы, наконечники копий с прорезными крыльями пера.

Основная область распространения дербеденевских изделий практически совпадает с ареалом сусканской культуры и близких ей культурных образований. Это относится и к кладам бронзовых предметов Дербеденевский, Терешковский, Перелюбский.

В Самарском Поволжье ножи с намечающимся упором встречены на территории Екатериновского могильника, на поселении Лебяжинка V, наконечник копья с прорезными крыльями найден в районе Лебяжинских поселений, кельт-тесло с лобным ушком на поселении Поплавское обнаружен в комплексе с выразительной сусканской керамикой и валиковой посудой ивановской (хвалынской) культуры. Не вызывает сомнения местное происхождение двуушкового кельта из Бормы.

Производство орудий дербеденевского типа сусканским населением подтверждают такие находки как обломок каменной литейной формы для отливки ножа с нервюрой и наконечник стрелы на поселении Русская Селитьба II.

Значительное количество костей домашних животных в культурном слое поселений предполагает ведущую роль животноводства в экономике сусканского населения. В остеологических коллекциях преобладают кости овцы и крупного рогатого скота, встречается лошадь. Развитие коневодства выразилось и в появлении новых приемов упряжи – с использованием стержневидных удил с взаимопересекающимися отверстиями вместо традиционных для эпохи ранней и средней бронзы дисковидных и желобчатых псалиев. Образец стержневидного псалия найден на I Сусканском поселении и представляет собой одно из наиболее архаичных изделий подобного типа. Обломок псалия с взаимопересекающимися отверстиями найден на поселении Лебяжинка V.

В сусканское время складываются новые приемы охоты и рыболовства, предполагающие использование массивных костяных наконечников стрел с ромбическим сечением пера и плоским черешком, луков с роговыми накладками, роговых гарпунов с одним бородком.

Можно предполагать формирование сусканской культурной традиции уже в конце срубной эпохи, то есть в середине II тыс. до н.э., ориентировочно в XV в. до н.э. Верхний хронологический рубеж сусканских древностей определяется появлением на этой территории керамических комплексов с воротничковым оформлением венчиков сосудов (поселения Кайбелы, Атабаево, памятники межовского круга).

К настоящему времени для сусканских памятников получено несколько радиоуглеродных дат, которые укладываются в хронологический рубеж XIV–XII вв. до н.э.

Атабаевско-кайбельский культурный тип

Атабаевско-кайбельский культурный тип – группа археологических памятников лесостепного Волго-Камья, относящихся к заключительной стадии бронзового века (третья – начало четвертой четверти II тыс. до н.э.). Территория их распространения – лесостепное Волго-Камье и юг лесостепного Поволжья.

На территории Самарской области памятники этого круга встречаются в основном в северной лесостепной части.

Свое название Атабаевско-кайбельский культурный тип получил по археологическим памятникам, на которых была выделена характерная для этого культурного типа керамика: Кайбельскому селищу в Ульяновской области и Атабаевскому поселению в Татарстане. Известны преимущественно поселения и клады бронзовых изделий. Погребения этого времени малочисленны.

Основой хозяйства населения было скотоводство, бронзолитейное и кузнечное ремесла. Бронзовые орудия, найденные на поселениях, а также многочисленные случайные находки бронзовых орудий на территории лесостепного Волго-Камья позволяют отнести металлообработку этого времени ко второй стадии Евразийской металлургической провинции, характеризующейся окончательным утверждением новых приемов (литья тонкостенных втульчатых орудий труда и оружия) и использованием преимущественно олова в качестве лигатуры в медном сплаве.

Орудия труда и оружие представлены широкими серпами, кельтами, асимметричными кельтами-теслами, ножами с перекрестием-упором, кинжалами, ножами-бритвами, копьями с прорезными крыльями.

Изучены жилые постройки с входом, расположенным с длинной стороны жилища.

К характерным особенностям гончарства относится рельефная орнаментация керамики: в виде воротничков, валиковых налепов, вдавлений, «жемчужин» и сохранение некоторых элементов предшествующей сусканско-андроновской традиции: заштрихованных косоугольных треугольников, ломаных полос, елочек, нанесенных штампом.

Атабаевско-кайбельский культурный тип сформировался в лесостепной полосе Волго-Камья и Приуралья на основе предшествующей сусканской культуры и родственных ей образований под влиянием традиций культур валиковой керамики, получивших распространение в степной зоне Евразии в последней четверти II тыс. до н.э.

Памятники в Самарском Поволжье: поселения Нижняя Орлянка II, Русская Селитьба II, Постников Овраг, Елховка II. Кроме того, атабаевско-кайбельская керамика встречена на поселениях Грачев Сад, Кирпичные Сараи, Поплавское, Осиновые Ямы.

Ивановская культура

Ивановская культура финального бронзового века входит в общность культур валиковой керамики (ОКВК), занимавшую во второй половине II тыс. до н.э. обширную территорию степной и лесостепной Евразии. Формирование этой общности связывают с целым комплексом перемен в материальной культуре населения региона, в первую очередь в бронзолитейном производстве. Развитие металлообрабатывающих технологий, возникновение новых очагов металлообработки способствовало усилению культурного обмена между регионами и активизации культурных связей. Высказано предположение, что за общностью культур валиковой керамики стоит система интенсивных культурных, экономических и идеологических связей, которые, возможно, обеспечивались и этно-лингвистической близостью.

Предположение об особой культуре, обязанной своим происхождением среднеазиатскому или сибирскому культурному течению, было высказано в начале XX века известным русским археологом В.А.Городцовым, который обратил внимание на своеобразный набор орудий в обнаруженном в 1901 г. кладе у с. Сосновая Маза на севере Саратовской области. Позже с этим кладом стали связывать поселения с валиковой керамикой, которые относили к позднему этапу срубной культуры, а затем к особому типу памятников заключительного этапа бронзового века.

Исследования валиковых комплексов в 1980-1990-е годы подтвердили принципиальные отличия поволжских памятников с валиковой керамикой от памятников срубной культуры и значительное сходство их с памятниками восточной зоны общности культур валиковой керамики, в том числе с комплексами алексеевско-саргаринского типа. В настоящее время ареал ивановско-хвалынской культуры включает памятники с валиковой керамикой от Северного Приазовья и Подонцовья до Поволжья и Приуралья.

В Поволжье наибольшая концентрация памятников ивановской культуры наблюдается в пограничье степи и лесостепи, в основном на территории Саратовского и Самарского Поволжья. На территории Самарской области ивановская культура представлена комплексами керамики с поселений Григорьевка I, Шигоны II, Тоузаково II, Елховка II, Поплавское, Русская Селитьба II, Нижняя Орлянка II. Идентификация ивановских комплексов возможна благодаря яркому своеобразию керамики, выраженному не только в валиковой орнаментации, но и в некоторых других орнаментальных приемах и мотивах, а также в морфологических особенностях сосудов, технологии их изготовления.

Поселения, на которых выявлены керамические комплексы ивановской культуры, как правило, расположены на естественным образом защищённых площадках. Для этого выбирались береговые мысы, ограниченные овражными балками. В некоторых случаях высота этих мысов над уровнем воды в несколько десятков метров позволяет называть их городищами.

Постройки, которые могут быть связаны с валиковыми слоями, в основных чертах сходны с постройками срубного времени, что вероятно, указывает на возможную преемственность в домостроительстве и близкий хозяйственный уклад. Постройки представляют собой полуземлянки, углубленные в материк на 0,3-­0,6 м. На некоторых поселениях выявленные котлованы жилищ отличаются необычной конструкцией входа, имеющего вид узкого тамбура, иногда с расширенной внешней частью.

Керамика поселений ивановской культуры характеризуется стандартизацией технологии изготовления и морфологических признаков. Сосуды плоскодонные, изготовлены из глины с примесью шамота и песка, имеют плавно выделенное сильно профилированное горло с закрытым горлом и отогнутым венчиком. Наиболее характерный орнамент ивановских сосудов – налепной валик, опоясывающий горло сосуда или основание шейки в виде жгута, концы которого иногда свисают вниз. Валик украшен отпечатками штампа в виде косых крестов или сетки, которые придают ему сходство с веревкой или перевитым шнуром. Обычно сосуд орнаментирован одним валиком, иногда в сочетании с утолщенным в виде воротничка венчиком. Реже встречаются два валика.

Довольно многочисленную часть ивановской посуды составляют горшки, на которых валиковая орнаментация дополняется геометрическими композициями, выполненными отпечатками гладкого, реже зубчатого штампа. Обычно это треугольники, свисающие вершинами вниз, горизонтальная «елочка», сетка. Встречается орнамент в виде круглых «жемчужин», выдавленных с внутренней стороны сосуда. Подобные элементы характерны для культур восточной зоны ОКВК и для памятников воротничкового типа (атабаевско-кайбельских) лесостепной зоны Поволжья.

Орнаментация валиков косой сеткой, иногда в сочетании с елочным орнаментом, округлые или уплощенные воротнички отличают ивановскую керамику от валиковой керамики западной зоны ОКВК, и сближают с керамикой алексеевско-саргаринской культуры восточной зоны общности.

В ивановской культуре выделяются памятники раннего этапа, на которых зафиксирована керамика андроновского типа. Вероятно, андроноидные комплексы составляют если не первый этап ивановско-хвалынской культуры, то по крайней мере, предшествующий ей период, определивший облик некоторых ивановско-хвалынских памятников, таких как поселение Поплавское, небольшая керамическая коллекция с поселения Шигонское II. От собственно ивановских эти памятники отличает выраженный федоровско-черкаскульский компонент в орнаментации и форме сосудов.

Металлообрабатывающие традиции ивановской культуры реконструируются на основании современных представлений о динамике развития бронзолитейного производства юга Восточной Европы в позднем бронзовом веке, базирующихся в свою очередь на анализе комплексов металлических предметов, представленных в кладах и погребальных памятниках Волго-Уралья, Подонья, Поднепровья и Северного Причерноморья, а также в восточной зоне общности культур валиковой керамики. В Поволжье и прилегающей территории Подонья и Приуралья с ивановско-хвалынской культурой связывают ряд комплексов IV-V периодов позднего бронзового века, когда широкое распространение получает использование оловянистых бронз, литье орудий со слепой втулкой, каменные литейные формы.

Вероятное использование ивановским населением продукции дербеденевского очага может подтверждать находка кельта-тесла с лобным ушком и пещеркой на поселении Поплавское на р. Б.Кинель. Орудие, найденное в комплексе с ивановской керамикой – практически точная копия кельта-тесла из Дербеденевского клада. Ивановская керамика с поселения Поплавское отличается значительным своеобразием, а именно елочной орнаментацией валиковых сосудов. Вероятно, валиковый комплекс поселения может относиться ко времени становления ивановской традиции или демонстрировать взаимодействие степной валиковой культуры и лесостепной сусканской. К числу таких синкретических комплексов можно отнести валиковую керамику поселений Екатериновка, Найденое Озеро, Шигонское II, Нижняя Орлянка II.

Возможно, бронзовые изделия лобойковско-дербеденевского горизонта были распространены на раннем этапе ивановско-хвалынской культуры. Для сформировавшейся ивановско-хвалынской культуры характерны бронзовые орудия V группы, по классификации В.С. Бочкарева, в том числе представленные в Сосновомазинском кладе. Среди них такие типичные для культур валиковой керамики восточной зоны ОКВК орудия, как кинжалы с литой прорезной рукоятью, серпы-косари. Помимо них, в кладе найдены асимметричные кельты-тесла с разными фасками, желобчатое долото.

В Самарском Поволжье обломок клинка кинжала сосновомазинского типа найден на поселении Осиновые Ямы, на котором встречена и ивановская керамика, в том числе воротничкового типа, и андроноидная керамика сусканской культуры.

К предметам вооружения или охотничьего оружия можно отнести бронзовые наконечники копий, для которых характерны небольшие размеры и прорези крыльев пера. Вероятно, распространение подобных наконечников приходится еще на предшествующее время. Встречаются они преимущественно среди случайных находок. Сохраняются и другие типы наконечников копий. В Поволжье единственный комплекс с наконечником копья, близким дремайловскому типу, и воротничковым сосудом обнаружен в погребении 2 на Шигонском III поселении. В хронологической схеме Бочкарева подобные копья сопряжены с изделиями V группы, что позволяет синхронизировать с валиковыми комплексами и другие орудия этой группы, встреченные в Волго-Камье, в частности кельты с кардашинской фаской, желобчатые долота.

Среди изделий из камня, кости, глины, которые встречаются на поселениях с валиковой и воротничковой керамикой, имеются предметы, которые, как представляется, характерны именно для ивановской культуры.

С ивановской металлообработкой связаны, видимо, каменные диски, найденные на поселении Елховка II, в погр.16 могильника Комсомольский. Аналогичные изделия встречены на поселениях финального бронзового века Мало-Красноярка в Восточном Казахстане, Кизильское на Урале.

Костяные наконечники стрел встречаются на поселении Григорьевка II, Смеловка I. Характерная особенность этих изделий – плоский прямоугольный в сечении или уплощенный черешок. Подобная форма наконечников характерна для памятников финального бронзового века и определена, видимо, особенностями охотничьего промысла в финальном бронзовом веке.

С развитием коневодства связано распространение стержневидных псалиев с взаимопересекающимися отверстиями, фрагмент такого псалия найден на поселении Постников овраг.

Необычны изделия из глины в виде лепешек, встреченные в зольном слое поселения Григорьевка I вместе с керамикой воротничкового типа. Близкие изделия найдены на поселении Нижняя Орлянка II.

Погребальный обряд ивановской культуры известен по захоронениям в простых прямоугольных ямах под курганами и без курганной насыпи. Умерших клали в скорченной позе на правом боку головой на восток и юго-восток вместе с 1-2 сосудами. Захоронения ивановской культуры встречаются редко, вероятно, в это время происходит отказ от подкурганных могильников.

Время существования памятников ивановской культуры определяется в пределах последней трети II тыс. до н.э. Судьба населения неясна. Скорее всего, в связи с серьезными природными изменениями, в том числе аридизацией климата, население Волго-Уралья переходит на преимущественно кочевое скотоводство, требующее освоения новых пастбищ. Плотность населения сокращается, а позже заметно опустевшие территории осваиваются кочевым населением из урало-казахстанских степей.

Маклашеевская культура

Археологическая культура конца эпохи бронзы (XI–IX вв. до н.э.). Основной ареал памятников ограничивается территорией лесостепного Волго-Камья от устья р. Ветлуги до среднего течения р. Белой или в более широком ее понимании - территорией Среднего Поволжья и Нижнего и частично Среднего Прикамья. Название культуры связано с Маклашеевскими могильниками, раскопки которых в конце XIX в. дали представление о погребальном обряде и материальной культуре оставившего их населения. Первоначально памятники маклашеевского типа М.Г. Худяковым были отнесены к раннему этапу ананьинской культуры. А.Х. Халиков рассматривал их в рамках позднего этапа приказанской культуры. В настоящее время обосновано существование в конце бронзового века особой культуры, являвшейся частью предананьинской культурно-исторической общности.

Маклашеевские поселения устраивались на высоких, естественным образом укрепленных мысах. На поселениях встречены остатки наземных жилищ и полуземлянок каркасно-столбовой конструкции с выходами-тамбурами.

Изучены как курганные, так и грунтовые могильники, расположенные на краю надлуговых террас. Для собственно маклашеевских курганов характерна вытянутая форма, рядное расположение подпрямоугольных или округлых могильных ям, захоронение умерших преимущественно в вытянутом на спине положении, с ориентировкой ногами или головой в сторону реки, с наличием сопровождающих в иной мир вещей. Изредка встречаются вторичные захоронения, парные и коллективные погребения. У маклашеевских племён зарождается обычай установки каменных изваяний.

Погребальный инвентарь разнообразен. Орудия труда представлены каменными и бронзовыми ножами, бронзовыми и костяными проколками. Редки находки тесел, рыболовных крючков, гарпунов. Оружие найдено лишь в нескольких погребениях и представлено каменными и бронзовыми наконечниками копий, реже - бронзовыми топорами-кельтами, костяными наконечниками стрел, каменными булавами. Намного чаще встречаются украшения, среди которых бронзовые серьги, очковидные и спиральные подвески, височные кольца, бронзовые браслеты, ожерелья из стеклянных бус. Необычны сложносоставные украшения из медных обоймиц, расположенных двумя-четырьмя рядами, получившие название «пекторалей», а также плоская серповидная гривна из бронзы.

Некоторые из бронзовых украшений были частью одежды и головного убора. Среди них бронзовые нашивные бляхи, костяные пронизи.

К предметам конской упряжи относятся костяные или роговые стержневидные трехдырчатые псалии с равновеликими отверстиями. Культовое значение имели, видимо, такие предметы как охра, уголь в заполнении ям, остатки черепов животных в виде зубов и челюстей. Керамика в погребениях представлена, как правило, одним сосудом, размещённым в изголовье, реже – в ногах или у поясницы. Встречаются остатки жертвенной пищи в виде костей мелкого рогатого скота, лошади, птицы.

Несмотря на некоторые черты, унаследованные от предшествующей эпохи, маклашеевская культура отличается ярким своеобразием. Одной из отличительных ее особенностей является керамика, в форме и орнаментации которой уже проявляются особенности последующей ананьинской эпохи. Маклашеевская керамика представлена круглодонными сосудами с округлыми выпуклыми боками и цилиндрическим горлом. Для них характерна примесь толченой раковины в глиняном тесте, тонкостенность, следы обработки поверхности зубчатым штампом. Как правило, орнамент покрывает только шейку сосуда, значительно реже встречается орнаментальная полоса на плечиках. Орнамент наносился гладким и мелкозубчатым штампом, реже - шнуром, уголковыми вдавлениями штампа. Основные элементы орнамента: двойной и тройной зигзаг, иногда с поперечной штриховкой, косая решетка, зигзаг с «бахромой». Характернейший орнаментальный мотив - горизонтальные ряды глубоких ямочных вдавлений, образующих иногда «жемчужины» с внутренней стороны. Эти вдавления расположены обычно в ряд на равном расстоянии друг от друга или группами по два-три в нижней части шейки, образуя иногда треугольники.

В хозяйстве маклашеевских племен важную роль играло скотоводство. Можно также предполагать некоторое развитие земледелия, о котором свидетельствуют находки терочных плит, кремневых серповидных ножей. Судя по многочисленным кремневым наконечникам стрел, заметную роль в хозяйственной жизни маклашеевцев играла охота. Широкое использование костяных и кремневых орудий компенсировало в какой-то степени некоторый упадок бронзолитейного производства.

На территории Самарской области маклашеевская культура представлена керамическими комплексами, встреченными на поселениях позднего бронзового века. Памятники расположены преимущественно на р. Сок и на Волге в районе Самарской Луки. Значительная коллекция маклашеевской керамики обнаружена на поселении Нижняя Орлянка II, отдельные фрагменты – на поселении Русская Селитьба II. Для сосудов с поселения Нижняя Орлянка II характерна круглодонность, обработка поверхности расчёсками с последующим заглаживанием, примесь раковины в глиняном тесте, цилиндрическое горло. Скос венчиков сосудов плоский или скошенный внутрь, иногда встречается ребро с внутренней стороны венчика. Орнамент покрывает горло сосуда, иногда срез венчика и плечики. Орнамент выполнен оттисками зубчатого, реже гладкого штампа. Почти на всех сосудах часть орнаментальной композиции составляют глубокие ямочные вдавления, образующие, как правило, выпуклые «жемчужины» с внутренней стороны. Обычно эти вдавления расположены горизонтальной полосой в нижней части шейки группами по две-три ямки. Орнаментальные мотивы разнообразны: двойной, реже тройной зигзаг, зигзаг с бахромой, ломаная лесенка, косая решетка. горло одного из сосудов орнаментировано горизонтальной «елочкой», ограниченной сверху и снизу горизонтальными линиями.

Маклашеевские комплексы с поселений Новый Путь IV и Студёный Овраг отличаются некоторыми особенностями, позволяющими отнести эти памятники к позднему этапу маклашеевской культуры. Шейки сосудов чаще имеют отогнутый наружу профиль, орнамент заметно упрощён и состоит почти исключительно из ямочных вдавлений. Характерна для этих памятников орнаментация шейки сосудов горизонтальными оттисками гладкого штампа, образующими столбики или вертикальную елочку (многорядный зигзаг). В качестве исходного сырья использовались илистые массы с добавлением органики.

Своеобразием отличается небольшая коллекция маклашеевской керамики с поселения Веретяевка II на р. Б.Кинель. Найденные здесь фрагменты маклашеевских сосудов орнаментированы с помощью оттисков перевитого шнура, то есть в технике, характерной уже для ананьинской эпохи.

Культура населения Поволжья в начале I тыс. до н.э. не оставалось неизменной. В гончарстве маклашеевских племен уже на ранней стадии развития проявилось влияние носителей текстильной гончарной традиции. На территории Самарской области традиции текстильной керамики зафиксированы на поселении Нижняя Орлянка II, где маклашеевская керамика сопровождалась сосудами с круглым дном, горшковидной формы с плавно изогнутой шейкой, округлым или чуть приостренным срезом венчика. Орнамент состоит преимущественно из ямочных вдавлений, расположенных на шейке сосуда, иногда заходя на верхнюю часть тулова, а в некоторых случаях и полностью покрывая сосуд, включая округлое дно. Форма и орнаментация этих сосудов позволяет сопоставлять их с комплексами «текстильной» керамики, влияние которой отмечается на западе маклашеевского ареала и южнее Камы.

Происхождение маклашеевской культуры остаётся предметом дискуссии. Одни исследователи связывают ее появление с миграцией племен ирменской культуры из Западной Сибири в Волго-Камье, свидетельством которой является Рождественский могильник в Татарии. По мнению других исследователей, маклашеевская культура формируется на базе приуральских памятников переходного межовско-курмантаусского типа. Согласно третьей точке зрения маклашеевская культура сложилась на местной основе в результате взаимодействия «текстильного» и андроноидного культурных компонентов. При этом комплексы позднелуговской культуры теперь рассматриваются в рамках атабаевского этапа культуры маклашеевской. Насколько верна эта концепция, покажут дальнейшие исследования, но нельзя не обратить внимание на серьезные отличия так называемых атабаевских памятников от собственно маклашеевских. Для атабаевской керамики характерны плоскодонность, отсутствие цилиндрических горловин, орнаментация, которая в основном продолжает традиции луговской культуры, воротничковые утолщения венчиков. В качестве примеси к исходному сырью использовались преимущественно шамот, дресва и песок, а не раковина.

В Самарском Поволжье в керамических комплексах атабаевско-кайбельского типа нет сколько-нибудь заметных признаков формирующейся маклашеевской культуры, но отчетливее выражены черты валиковых ивановских комплексов юга лесостепного Поволжья.

Керамический комплекс с поселения Нижняя Орлянка II, сочетающий маклашеевскую керамику и круглодонную посуду с чертами текстильной керамики, также не укладывается в предложенную гипотезу о формировании маклашеевской культуры на базе андроноидных культур Волго-Камья. Своеобразие маклашеевской керамики предполагает значительное и определяющее участие в ее формировании новых для Волго-Камья культурных традиций, в том числе урало-западносибирских. Волго-камское население лишь в какой-то степени повлияло на облик маклашеевской культуры, придав некоторые особенные черты ее памятникам, расположенным на Средней Каме, в Нижнем Прикамье и в Самарском Поволжье.

Автор: Колев Ю.И.