Средневековье

Волжская Болгария

Волжская Болгария - одно из крупнейших раннефеодальных государств Восточной Европы, существовавшее в Среднем Поволжье с начала X в. до первой трети XIII в. Территория Волжской Болгарии практически совпадает с границами современных субъектов РФ: Татарстана, Чувашии, Ульяновской, частично Пензенской и Самарской областей.

Сведения о Волжской Болгарии содержатся в сочинениях арабских и персидских авторов, среди которых особое значение имеют записки Ибн-Фадлана, посетившего земли болгар в 922-923 гг., и Ал-Гарнати, побывавшего на Волге в XII в. В русских летописях (Лаврентьевская, Ипатьевская, Никоновская и др.) имеется информация о взаимоотношениях болгар с Русью.

В России интерес к болгарским древностям возник после того, как в 1722 г. царь Петр I посетил развалины столичного города Болгара. В XIX–XX вв. проводились активные археологические раскопки памятников Волжской Болгарии. В 1930-е гг. начал свою деятельность А.П. Смирнов, основоположник современного болгароведения, результаты исследований которого подведены им в обобщающем труде «Волжские Болгары».

В 1960–1970-е годы начались крупномасштабные раскопки Билярского городища (с 1965 г. под руководством А.Х. Халикова), Муромского городка (1971–1979 гг., под руководством Г.И. Матвеевой), болгарских памятников Прикамья (Т.А. Хлебникова).

Конец XX–начало XXI в. отмечены выходом в свет обобщающих научных работ, где рассмотрены важные проблемы формирования и хронологии болгарских памятников, принятия ислама, специфики основных видов ремесел, архитектуры и домостроительства, торговли, материальной и духовной культуры, этнокультурного состава населения Волжской Болгарии.

Население Волжской Болгарии представляло собой конгломерат этнокультурных групп, образовавшийся в результате многократных миграций в VIII–X вв. в Среднее Поволжье кочевых, полукочевых и оседлых племен с территории Хазарии (Северный Кавказ, Подонье, Приазовье), Средней Азии, Сибири, Урала, Прикамья. Кроме тюркоязычных болгар активное участие в формировании населения Волжской Болгарии принимали финно-угорские, в том числе мадьярские, племена.

Как известно из письменных источников, в начале X в. население Волжской Болгарии состояло из четырех племенных групп: болгар, сувар, эсегель и берсула. Эти племена были объединены болгарским ханом Алмушем (исламское имя – Джафар ибн Абдаллах). Консолидирующим фактором явилась мусульманизация болгарского общества.

После разгрома Хазарии в 965 г. русским князем Святославом болгары прекратили платить дань Хазарскому кагану. На территории Волжской Болгарии проживали выходцы из Руси, восточных стран, печенежско-кыпчакские и другие группы населения. Болгарский язык наряду с исчезнувшим хазарским и современным чувашским ученые относят к болгарской группе тюркских языков.

В настоящее время известно около 170 городищ, более 700 селищ, около 20 грунтовых могильников Волжской Болгарии. К наиболее крупным памятникам можно отнести городища Болгар, Биляр, Сувар, Муромский городок, Кашан, Джукетау, Хулаш, Богдашкинское, Староалейкинское, Красносюндюковское I, Золотаревское, Юловское; а также селища Измерское, Лаишевское, Алексеевское, Остолоповское. На территории Самарской области расположен один из крупнейших городов – Муромский городок, южная крепость Волжской Болгарии. Города Волжской Болгарии были центрами ремесла и торговли. Археологические находки демонстрируют высокий уровень развития металлургического, кузнечного, бронзолитейного, ювелирного, гончарного, деревообрабатывающего, косторезного ремесел, стеклоделия и кожевенного дела. Немало ремесленников проживало и в деревнях, занимаясь удовлетворением нужд сельских жителей. В основе сельского хозяйства Волжской Болгарии лежало земледелие, сочетавшееся с мясо-молочным скотоводством. Основными орудиями обработки почв был тяжелый сабан и легкая соха. В культурных слоях поселков и городов Волжской Болгарии часты находки сельскохозяйственных культур: пшеницы, проса, ячменя, встречаются зерна огурцов, малины, косточки вишни, яблок, черемухи. Были развиты рыболовство, бортничество, охота. О высоком уровне архитектуры свидетельствуют остатки кирпичных и каменных зданий в городах Волжской Болгарии, причем не только крупных (Биляр, Сувар, Муромский городок), но и небольших (Красносюндюковское I городище, Хулаш). Общественные бани с подпольным отоплением строились с использованием опыта восточных и византийских мастеров. Основным типом жилищ болгар были деревянные наземные дома с подпольем, плетнево-каркасные строения с глиняной обмазкой, а также юртообразные постройки. Принятие ислама сыграло важную роль в формировании особенностей культуры и всего бытового уклада болгарского общества. Раскопки городских и сельских могильников свидетельствуют об устойчивом погребальном обряде в соответствии с исламским каноном: головой на запад, четким исполнением Кыблы (лицом на Мекку), без инвентаря. Расположение Волжской Болгарии на Великом Волжском торговом пути способствовало развитию международной и внутренней торговли. В Х в. в Волжской Болгарии был налажен чекан серебряных монет (дирхемов). Торговля носила обменный характер. Болгары осуществляли транзитную торговлю с народами Поволжья, Прикамья, более северных территорий, специализировавшихся на пушной охоте (соболь, бобры, горностаи, белки и др.). Существовали торговые фактории в Прикамье, где было налажено также ремесленное производство для сбыта продукции местному населению. В 1006 г. был заключен первый договор с Русью, неоднократно прерывавшийся военными походами. На болгарских памятниках встречаются предметы восточного, древнерусского, западноевропейского импорта. Значительную часть болгарского экспорта составляли зерно, скот, кожа, кожаные изделия, невольники.

В результате монгольского нашествия в 1236 г. были разгромлены основные центры Волжской Болгарии, значительная часть населения была уничтожена, территория вошла в состав Улуса Джучи (Золотая Орда).

Средневековые кочевники.Печенеги

Первые материалы, связываемые с кочевниками конца I тысячелетия в Самарском Заволжье, были получены в начале двадцатых годов XX в. результате работ В.В. Гольмстен на р. Вязовка у с. Александровка (бывшая Столыпинка Пугачевского уезда). Долгое время они оставались единственными.

Понять, что для истории региона это не случайная, а, скорее, закономерная находка, позволили раскопки И.Б. Васильева, проведенные им в 1972–1974 гг. у сел Утевка и Покровка Самарской области.

Лесостепное Заволжье на рубеже I и II тысячелетий стало зоной территориальных притязаний хазар и печенегов, волжских болгар, гузов.

О печенегах имеется достаточно подробная информация в древнерусских, византийских, персидских и арабских источниках. Доподлинно известно, что именно этот кочевнический союз сыграл не последнюю роль в ослаблении Хазарского каганата, а затем, наводя ужас на соседние народы, более ста лет доминировал в восточно-европейских степях.

В степях южнее реки Самара исследовано несколько погребений Х–ХI вв. Это комплексы, исследованные у сел Александровка (раскопки 1923 г. В.В. Гольмстен), Волчанка (раскопки 1979 г. Л.В. Кузнецовой), Кировский (раскопки 1977 г. Р.С. Багаутдинова), Покровка (раскопки 1973–1974 гг. И.Б. Васильева), Утевка (раскопки 1972 г. И.Б. Васильева), Гвардейцы (раскопки 1994 г. В.Н. Мышкина). Зафиксированный здесь погребальный обряд и инвентарь позволил И.Н. Васильевой отнести их к печенежско-торческому кругу памятников средневековых кочевников Евразии.

С этим выводом трудно не согласиться. На современном уровне знаний трудно отделить печенежские древности от торческих. Однако все свидетельствует в пользу того, что здесь были кочевья особой группы «отрезанных от соплеменников» печенегов, подчиняющихся торкам (гузам).

Вот что написал о них византийский император Константин Багрянородный, правивший в X веке: «Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие особые признаки (чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих): ведь одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали до самых плеч, стремясь этим как бы показать, что они отрезаны от своих и от соплеменников».

Ярким примером печенежских погребений являются два погребения, исследованных в 1995 году в одиночном кургане у села Красный Октябрь и датированных Х–ХI вв. Оба скелета лежали вытянуто на спине на глубине 1,5 метра. Один находился в деревянной колоде, другой – в простой прямоугольной могиле. Поверх одного находился взнузданный конский череп и стремена, поверх другого – только стремена. В обеих могилах найдены берестяные колчаны с железными разнотипными стрелами и другой инвентарь. Необычным было то, что и у одного, и у другого погребенного отсутствовали головы. Последнее обстоятельство позволило сопоставить археологические источники с фрагментом текста Ахмеда ибн-Фадлана, в котором рассказывается о башкирах, «которые относятся к тюркскому племени. Мы очень остерегались их, потому что это худшие из тюрок, самые грязные и более других склонные к убийствам. Встречает там человек человека в степи, отрубает ему голову и берет с собой, а тело оставляет» Возможно, именно такой случай и был зафиксирован археологами при раскопках.

Средневековые кочевники. Половцы

На смену печенегам в поволжские степи пришли половцы. О том, что половцы неоднократно бывали в Поволжье, известно из многочисленных свидетельств русских летописцев. Первое упоминание о половцах в русских летописях относится к 1055 г., когда половцы впервые подошли к юго-восточной границе Руси, а уже с 1060 г. половцы совершали регулярные набеги на Русь. Видимо, именно в это время половцы впервые появились и у границ Волжской Болгарии.

На болгар половцы также совершали военные набеги. В этих набегах могли участвовать как половцы, чьи кочевья изначально располагались в Поволжье, так и половцы, которых Мстислав Владимирович, умерший в 1132 г., по словам летописца, из южно-русских степей загнал “за Дон, за Волгу, за Яик".

Кроме того, половцы участвовали и в военных походах на Волжскую Болгарию, организованных русскими князьями. Так, в Лаврентьевской летописи под 1183 (1186) г. приводится рассказ о походе князя Всеволода Большое Гнездо на Великий город. В этом походе на стороне русских участвовали и "Половце Емякове”, которых привел один из болгарских князей. И.Р. Измайлов считает, что “половци Емякове” – искаженное написание этнонима “йемеки” (йемак, кимак), одного из главных племен Кимакского каганата, кочевья которого находились в районе Заволжья. Стоит обратить внимание на то, что половцы пришли не с русскими, а именно с болгарами. Неудивительно, что в Волжской Болгарии, так же, как и в Киевской Руси, во время междуусобной борьбы использовался высокий военный потенциал половцев.

Последний известный русско-половецкий поход на Волжскую Болгарию относится к 1220 г., когда владимиро-суздальские отряды совместно с половцами захватили и сожгли дотла город Ошель, перебили всех мужчин, а женщин и детей увели с собой.

Конечно, как и в Киевской Руси в Поволжье ХI–ХIII вв. было не только военное противостояние болгар и кыпчаков-половцев. Развивались и болгаро-кыпчакские торговые и политические контакты. На территории городов Волжской Болгарии неоднократно находили лазуритовые привески-амулеты, которые носили только кыпчаки или родственные им народы. Широкие болгаро-кыпчакские контакты в домонгольское время объясняют отчасти и события, произошедшие в Среднем Поволжье в XIII в., в период монгольского нашествия – и совместное участие болгар и половцев в боевых действиях против монгольской армии, и проживание в дальнейшем на одной территории в составе единого государства.

Однако несмотря на многолетние археологические исследования в степных районах Самарского Заволжья, до настоящего времени известно всего четыре погребения (Александровское, Кировское, Ново-Троевское, Покровское), достаточно уверенно датируемых домонгольским временем. Все известные погребения относятся к печенежско-половецкому кругу памятников, а к половцам можно отнести только самое богатое из них – Ново-Троевское погребение. Особый интерес Ново-Троевского комплекса заключается в том, что это одно из самых северных погребений кыпчако-половецкого круга, расположенное у южной границы Волжской Болгарии.

Кочевнические памятники золотоордынского периода

К кочевническим памятникам золотоордынского периода относятся археологические памятники второй половины XIII–­XIV вв., расположенные в степной зоне Самарского Поволжья: курганы, грунтовые могильники, кратковременные стоянки. Данная территория традиционно являлась кочевьем различных народов. Археологические исследования в Самарском Поволжье позволили выделить три группы кочевого населения с особенностями языческого погребального обряда. К первой группе относятся погребения с "печенежско-торческим" обрядом, для которого были характерны курганная насыпь, вытянутое на спине положение погребенного, западная ориентировка, наличие вещей этого времени, часто присутствие в могиле частей коня (курганные могильники у сел Новопавловка и Александровка Безенчукского района). Погребения кочевников с западной ориентировкой известны в грунтовых могильниках у сел Виловатое, Екатериновка, на дюне "Большой Шихан". Данный погребальный обряд в домонгольское время был распространен в южнорусских степях, а после монгольского завоевания переместился в волжские степи. Вероятно, на Волге они появились в результате насильственного перемещения кочевников южнорусских степей после их поражения в борьбе с монголами.

Для второй группы кочевников Самарского Поволжья был характерен "половецкий" обряд захоронения, сочетавший две специфичные черты: восточную ориентировку умершего и захоронение рядом с ним целого коня (погребение в саду совхоза им.Луначарского Ставропольского района).

Самой многочисленной была третья группа кочевников с такими особенностями обряда как ориентировка в северной половине круга и отсутствие обычая класть в могилу коня, распространившимися в Поволжье с приходом монголов. Данные памятники разделяются на две подгруппы: 1) подкурганные (Гвардейцы, Покровка, Александровка); 2) могильники на дюнах (район р. Самары: у сел Максимовка, Виловатое, Утевка). Появление бескурганных дюнных могильников отражал процесс перехода беднейшей части кочевников к оседлости. Классовое расслоение в Золотой Орде и переход кочевников к оседлости наблюдались повсеместно, и особенно в районах, расположенных рядом с земледельческими центрами. На берегах р.Самары существовал район компактного проживания такого населения. Здесь находился гончарный ремесленный центр (дюна "Большой Шихан"). Возле с. Максимовка располагался поселок золотоордынского времени, где была найдена монета времени хана Узбека и клад железных орудий труда в составе лемеха, двух плужных резаков, двух серпов, скобеля, обломка косы-горбуши, двух топоров. Находка их в культурном слое поселения может служить доказательством занятия жившего там населения земледелием.

Таким образом, в золотоордынское время южные районы Самарского Поволжья были компактно заселены разными этническими группами кочевников. За отдельными группами кочевников, по-видимому, были закреплены определенные маршруты перекочевок, что и объясняет образование постоянных могильников. Однако, кочевники-язычники могли свободно жить и быть похороненными на другой территории: на Самарской Луке (II Усинский могильник), на побережье Волги (Екатериновка, погребение в саду совхоза им.Луначарского), в лесостепных районах (одиночный курган у б.д.Гундоровка).

Мордва в Самарском крае в XIII–XIV вв.

Согласно письменным и археологическим данным до татаро-монгольского нашествия мордовские племена проживали на территории современных Нижегородской и Пензенской областей. Самарское Поволжье служило пограничьем между государством волжских болгар и степными кочевниками. Северные лесные районы и Самарская Лука принадлежали Волжской Болгарии, а в степях кочевали немногочисленные группы тюркоязычных кочевников.

Завоевание Волжской Болгарии монгольскими ханами и включение ее в состав Золотой Орды существенно изменили этнокультурный состав населения нашего края. В рамках единого государства с сильной центральной властью происходил процесс размывания традиционных границ между этносами Среднего Поволжья. В этот период началось интенсивное проникновение кыпчаков и других тюрков-кочевников в города и поселки бывшей Волжской Болгарии. Из русских княжеств в Поволжье насильственно были приведены большие группы пленного русского населения. Археологически зафиксировано массовое переселение со своих исконных земель в район Самарской Луки и противоположного ей левого берега Волги мордовских племен (эрзи и мокши). Судя по археологическим и нумизматическим материалам, освоение Самарского региона мордовским населением в рамках государственной политики Золотой Орды началось не ранее последней трети XIII  в.

Памятники, содержащие материалы мордовской культуры XIII–XIV вв., представлены поселениями и грунтовыми могильниками.

На территории Самарского Поволжья исследованы три крупных мордовских могильника: Муранский, раскапывавшийся В. Н. Поливановым и А. Е. Алиховой в конце XIX и середине XX в., Барбашинский, исследовавшийся в 1907–1908, 1916, 1918, 1935, 2011–2014 гг. В.Н. Глазовым, В.А. Миллером, К.П. Головкиным, Ф.Т. Яковлевым, Б.А. Латыниным, Д. А. Сташенковым, и Усинский II, изучавшийся И.Н. Васильевой в 1988–1989 гг.

Материалы, соотносимые с мордовским населением, являвшимся одним из основных этнических компонентов населения Улуса Джучи, присутствуют, помимо указанных могильников, и на части из исследованных поселенческих памятников: Муранском, Усинском, Кануевском, Барбашинском селищах, Междуреченском городище.

Зоны расселения этого населения на Самарской Луке и побережье Волги были связаны с местами, удобными для переправ и транспортировки судов. Можно предполагать планомерный характер заселения побережья Волги во второй половине XIII в., обусловленный целенаправленной политикой золотоордынских ханов, а появление в нем поселков с разноэтичным населением – результатом насильственного расселения пленников, приведенных из соседних покоренных стран для обслуживания Великого Волжского пути.

Мордовская группа населения Самарского края в золотоордынский период включала мокшу и эрзю, живших до прихода на Волгу раздельно. У них имелись некоторые различия в погребальном обряде и женских украшениях. Археологически зафиксирован устойчивый языческий обряд со следующими чертами: грунтовые могильники, расположение могильных ям рядами; простые могильные ямы различной глубины (0,3-2 м), использование деревянных гробовищ и колод, различное положение умерших женщин и мужчин (мужчины укладывались в вытянутом на спине положении, женщины в позе спящего, на правом боку с подогнутыми ногами, руки перед лицом), различная ориентировка умерших для мокши и эрзи (у первых – южная, у вторых – северная), эпизодичное применение обряда трупосожжения, присутствие многочисленного погребального инвентаря (вооружения, орудий труда, предметов конской сбруи, предметов быта – в мужских погребениях; украшений, глиняной посуды, предметов быта в женских погребениях).

Специфичными женскими украшениями, характерными для мордвы-мокши, были полукери (трубчатые накосники, в которые вставлялась коса), сюльгамы (застежки с плоскими треугольными лопастями). Для эрзянских женщин были традиционны кольцевые застежки.

Мордовская керамика из памятников Самарского Поволжья представлена сделанными вручную сосудами баночной, горшковидной и мисковидной форм. Они, как правило, не орнаментированы, вследствие кострового обжига имеют пятнистый серовато-коричневый цвет. Технология их изготовления очень архаична (формовочные массы из глины с добавкой шамота и органики в большой концентрации, использование лоскутного налепа для конструирования сосудов, отсутствие навыков работы на гончарном круге, костровый обжиг).

Судьба мордовского населения Самарского края была связана с общими историческими событиями этого времени.

Достоверных свидетельств существования мордовских памятников после 1360-х гг. – начала периода «Великой замятни» в Орде – в регионе не имеется.

Разгром войск золотоордынского хана Тохтамыша в битве с правителем государства Мавераннахр Тамерланом на р. Кондурче в 1391 г. должен был привести к окончательной гибели уцелевших от предшествующих погромов поселков и полному опустошению Самарского края.

Русские в Самарском крае в XIII–XIV вв.

В результате археологических исследований получены данные о массовом переселении русского населения в Среднее и Нижнее Поволжье в период Золотой Орды. Доказательства имеются и в письменных источниках. В них содержатся сведения о постоянных поездках русской знати из покоренных земель в Орду, где они жили годами, о ремесленниках, согнанных в Поволжье для строительства новых городов. Политика золотоордынских ханов, направленная на быстрое строительство городов по всей огромной территории государства, требовала большого количества рабочей силы, которой и были пленные из разных стран. Русские летописи свидетельствуют о массовом угоне жителей Руси в Орду во время набегов, карательных походов, об уводе в рабство из-за недоимков в течение всего татаро-монгольского ига. В крупных городах: Болгаре и Сарай-Берке открыты и исследованы целые кварталы, где проживало русское население. Особенно ярко выделяется русский компонент в материальной культуре небольших городов и поселков на Волге, например, поселка у с. Березовка, где русские составляли значительную часть жителей. Насильственный характер заселения Самарской Луки и побережья Волги во второй половине XIII–XIVвв. обусловил специфику размещения поселений. Наибольшая плотность населения наблюдалась в местах, связанных с обслуживанием Волжского торгового пути. В Самарском Поволжье исследованы следующие памятники, содержащие материалы русской культуры: селища Березовка, Печерские Выселки, Лепешка, Постников овраг, Малая Рязань, Междуреченское городище и др. На Березовском поселении были найдены типично русские вещи: подвеска-уточка, православные кресты - энколпионы, железное писало; стеклянные браслеты. Были раскопаны жилища, конструкции которых имеют близкие аналогии с жилищами Суздаля. Находки в них православных крестиков и преобладание русской керамики позволяют считать их русскими. Глиняные сосуды русского населения имеют форму горшка с характерным венчиком изогнутой формы. Небольшая их часть орнаментирована линейным многорядным орнаментом, иногда волнистыми линиями в верхней части тулова. Цвет сосудов, как правило, серый. Большая часть древнерусской посуды изготовлена с помощью гончарного круга, т.е. является продукцией ремесленного гончарного производства. Другая часть керамики сделана вручную без гончарного круга, в рамках домашних производств. Для русской гончарной технологии характерны использование беложгущихся глин, формовочные массы с дресвой и песком, кольцевой налеп из жгутов при изготовлении сосудов, гончарный круг, печной обжиг.

Вопрос о русских могильниках XIII–XIV вв. остается открытым. Христианский погребальный обряд имеет много общих черт с мусульманским: грунтовые могильники, простые глубокие ямы, вытянутое положение умерших на спине, западная ориентировка, использование деревянного гроба, отсутствие вещей. Лишь некоторые детали этих обрядов различаются. Для ортодоксального мусульманского погребения характерно положение покойника с разворотом на правый бок, чтобы лицо было повернуто на юг, к Мекке, руки вытянуты вдоль туловища или одна из них находится на тазовых костях. Христианский обряд предполагает положение рук на груди. На практике довольно часты отклонения от ортодоксальных правил обряда, особенно в период становления новой религии или в экстремальных условиях. Переселение на совершенно новую территорию можно рассматривать именно как экстремальную ситуацию, когда вполне вероятны ошибки в определении сторон света. Возможно, могильники у сел Березовка и Печерские Выселки были оставлены христианами, а не мусульманами, как считалось ранее. Определенно русским населением оставлены погребения в могильнике у с. Малая Рязань.

Жизнь поселений XIII–XIV вв. на Самарской Луке и левом берегу Волги окончательно прекратилась после похода среднеазиатского правителя Тамерлана и разгрома им войск золотоордынского хана Тохтамыша на реке Кондурче в 1391 г.

Автор: Богачев А.В., Васильева И.Н., Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А