Средний бронзовый век

Полтавкинская культура

Полтавкинская культура среднего бронзового века была выделена П.Д.Рау в 1920-е гг. Наиболее полная характеристика культуры дана Н.К. Качаловой в 1960-1970-е гг. Изучением памятников полтавкинской культуры в Самарском Поволжье целенаправленно занимались И.Б. Васильев и П.Ф. Кузнецов.

Полтавкинская культура сформировалась в Среднем Поволжье в пограничье степи и лесостепи, а затем распространилась на огромной территории от Волги до Урала и от Северного Прикаспия до глубинной лесостепи на севере. Предполагается формирование полтавкинской культуры на основе смешения групп населения ямной и родственных ей степных культур Поволжья, а также под влиянием традиций, связанных с миром катакомбных культур и новотиторовской культуры Предкавказья. Основной тип памятников – курганные могильники. Поселения известны только в Северном Прикаспии и Нижнем Поволжье.

В Самарском Поволжье к настоящему времени учтено 30 курганных могильников полтавкинской культуры: Абашево, Аверьяновка, Андреевка, Бобровка I, Владимировка, Грачевка I, Давыдовка, Журавлиха, Кряж I и III, Кашпир, Калиновка, Красносамарские I, II, III, IV, Кутулук III, Лопатино I, Нижняя Орлянка I, Нур, Гвардейцы 2, Покровка, Потаповка, Преполовенка, Сускан, Светлое Озеро, Тамбовка, Утевка I, III, IV.

Исследовано более 100 погребений полтавкинской культуры. Курганные могильники полтавкинской культуры располагаются на первых надпойменных террасах, а также на участках высокой поймы. Выделяется шесть обрядовых групп полтавкинской культуры, объединенных общими чертами погребального обряда.

1. Курганные насыпи больших размеров; могильные ямы крупных размеров с уступами-ступенями, ориентированные по линии В-З, либо СВ-ЮЗ; сложная конструкция могильной ямы и внутримогильных сооружений; следы огня и посыпка дна охрой; положение погребенных с разворотом на правый бок; богатый и разнообразный инвентарь (бронзовые топор, ножи-кинжалы; штыковидные наконечники, шилья, тесла, украшения в виде золотых и серебряных подвесок, спиральных пронизей, каменных бусин, предметы ритуально-магических функций). Данная группа захоронений соответствует погребениям вождей и жрецов полтавкинского общества;

2. Основные погребения под небольшими насыпями; черты обряда соответствуют первой группе, но погребения содержат более бедный инвентарь – металлические ножи и шилья, плоскодонные сосуды, украшенные елочным орнаментом и «шагающей» гребенкой.

3-5. Имеют лишь отдельные признаки полтавкинской культуры. Большинство погребений безынвентарны, часто являются впускными в уже готовые насыпи.

6. Погребения совершены в подбоях-углублениях в боковых стенках могил; положение погребенных – скорченно на левом и на правом боку; инвентарь отсутствует.

В развитии полтавкинской культуры выделяется два этапа. Ранний этап датируется XXIX/XXVIII вв. до н.э.–XXV/XXIV вв. до н. э. Поздний этап соответствует XXIV/XXIII вв. до н.э.–XXII/XXI вв. до н. э. Полтавкинское наследие прослеживается в последующих культурах бронзового века, в том числе в потаповской культуре, оставленной колесничими воинами.

Вольско‑лбищенский тип

Вольско-лбищенский тип – группа археологических памятников среднего бронзового века (последние века III тыс. до н.э.), распространенная преимущественно в лесостепном правобережье Волги, от Самарской Луки на севере до границы Волгоградской и Саратовской областей на юге. Памятники вольско-лбищенского типа известны также в низовьях рек Большой и Малый Узень. В Самарском Поволжье керамика вольско-лбищенского типа найдена в поселениях Самарской Луки, на Царевом кургане и в бассейне рек Сок и Б.Кинель. Основной тип памятников – поселения, расположенные на труднодоступных возвышенностях по берегам р.Волги, а также керамические комплексы на поселениях бронзового века. Площадки поселений зачастую имеют естественные границы, позволяющие считать их укрепленными городищами. Основу хозяйства племен вольско-лбищенского типа составляло скотоводство. Возможно, определенную роль начинало играть земледелие. Практиковались также рыболовство и охота. Керамика вольско-лбищенского типа лепная, изготовлена из глины с примесью дробленой раковины и органики. Горшковидные и баночные сосуды часто имеют выделенный венчик, оформленный характерным утолщением или воротничком. Сосуды орнаментированы зубчатым штампом или шнуром в виде простых елочных узоров или более сложных композиций (треугольников, лесенок, вертикальных рядов). Орудия труда из камня представлены пестами и плитами для растирания растений и, возможно, зерен, клиновидными орудиями для рыхления почвы, а также каменными грузилами для сетей, каменными пряслицами, кремневыми наконечниками стрел. Возможно, с населением вольско-лбищенского типа связаны некоторые бронзовые орудия труда и украшения, близкие по форме абашевской металлообрабатывающей традиции и найденные на некоторых памятниках с вольско-лбищенской керамикой (Пещера Братьев Греве, Царев Курган). К числу таких орудий относятся двулезвийные ножи с перекрестием, плоские тесла, рыболовные крючки, очковидные подвески.

Памятники вольско-лбищенского типа оставлены в Поволжье пришлым населением, связанным с кругом культур шнуровой керамики. Заняв территорию, непосредственно граничащую с территорией расселения племен полтавкинской культуры, вольско-лбищенские племена находились с ними в тесном контакте, о чем свидетельствует наличие керамики вольско-лбищенского типа в полтавкинских памятниках и некоторые орудия, характерные для культур полтавкинско-катакомбного круга и встреченные на памятниках вольско-лбищенского типа (каменная булава). Дальнейшая судьба населения, оставившего памятники вольско-лбищенского типа, связана с формированием в лесостепном Поволжье и Подонье памятников потаповского и власово-филатовского типов, которые вместе с абашевской культурой стали основой сложения культур позднего бронзового века.

Памятники вольско-лбищенского типа на территории Самарской области: селище Лбище, Студеный овраг, Пещера Братьев Греве, Царев курган, городище Каменная Коза.

Абашевская культура

Абашевская культура получила свое название от одноименного могильника, исследованного В.Ф. Смолиным в 1925 году у с.Абашево в Чувашии.

В Самарском Поволжье первые абашевские памятники были открыты в 1920-е годы В.В. Гольмстен и её учениками, слушателями Высших этнологоархеолгических курсов. Это были поселения на р. Кондурче. Начиная с 1970-х годов абашевские памятники исследовались экспедициями СГУ и СГСПУ.

Абашевская культура существовала в конце среднего бронзового века. Судя по радиоуглеродным датам, её можно отнести к XXII–XIX вв. до н.э.

Территория абашевской культуры простиралась от Верхнего Поволжья до Южного Зауралья. Но значительное скопление ее памятников фиксируется только в Среднем Поволжье и в Башкирском Приуралье. Самарское Поволжье стало зоной обитания абашевской культуры на самом позднем этапе её истории, когда её носители продвинулись сюда из Южного Приуралья по рекам Самара и её притоку Большой Кинель, а также по р. Сок с её притоками Кондурча и Суруш.

Поселения абашевской культуры известны только в Волго-Уралье и в Южном Зауралье. Особенно много их в Башкирском Приуралье, на р. Белой. В Самарском Поволжье исследовались поселения Точка, Суруш, Красные Пески, Красный Городок, Лебяжинка V и др.

Жилища абашевской культуры, по всей видимости, имели наземную конструкцию. На месте жилищ фиксируются следы очагов. От них сохранились очажные ямы и в ряде случаев каменные конструкции.

Могильники составляют большую часть памятников абашевской культуры. В Самарском Поволжье известны лишь отдельные погребения. Одно из них обнаружено в могильнике Съезжее, другое, впускное погребение – в кургане 1 II Красносамарского могильника. Судя по находкам металлических украшений, абашевский могильник был и на дюне «Человечья голова». В настоящее время он полностью разрушен.

Погребальные памятники на основной территории абашевской культуры представлены курганными могильниками. Курган насыпался над погребальной камерой не сразу. Какое-то время могила находилась на открытом кладбище и имела столбовую оградку. Погребения близких родственников пристраивались оградками одна к другой. Внутри этих оградок стояли деревянные идолы, горели поминальные костры и ставились большие, богато орнаментированные чаши. По истечении определенного срока эта погребальная площадка перекрывалась курганом.

На Южном Урале, Вятке и в Верхнем Поволжье известны клады абашевской культуры. В этих кладах находилось металлическое оружие – топоры, копья, ножи, серпы, а также бронзовые и серебряные украшения – гривны, браслеты.

В Самарском Поволжье отдельные находки абашевской культуры сделаны в пещере Братьев Греве. По всей видимости, на протяжении долгого времени, пещера была сакральным местом, так как она содержит металлические изделия ряда культур.

Основным занятием населения абашевской культуры было скотоводство. В состав стада входили крупный и мелкий рогатый скот, лошадь и свинья. Скотоводство имело придомный характер. О занятиях земледелием данных нет.

Большое значение для носителей абашевской культуры имели занятия металлургией и металлообработкой. Об этом свидетельствуют находки на поселениях производственной посуды – тиглей (керамических чаш, в которых плавился металл), фрагментов литейных форм, вкладышей в литейные формы для отливки втульчатых топоров, кусочков шлаков и сплесков металла. Мастера абашевской культуры были носителями самых передовых знаний в области металлургии и металлообработки в лесной и лесостепной зонах Восточной Европы. Мастера-металлурги абашевской культуры владели всеми технологиями среднего бронзового века. Они использовали не только медь, но и её сплавы - мышьяковистые бронзы. Эксплуатировались медистые песчаники Среднего Поволжья, Нижнего Прикамья и Южного Урала. Для литья топоров применялись закрытые литейные формы со специально сформованным литником. Рукояти орудий и оружия крепились с помощью кованых втулок. Многие типы орудий были придуманы мастерами абашевской культуры. Из металла делали ножи, серпы, долота, тесла, шилья, стрекала, крючки.

В оружейный набор абашевской культуры входило оружие ближнего боя – бронзовый топор, копье, нож-кинжал. Оружием дальнего боя был лук со стрелами. Наконечники стрел делались из камня, кости и металла. Оружием среднего боя считались дротики с металлическими наконечниками.

Абашевские мастера изготавливали прекрасные украшения из бронзы и серебра. Одежда расшивалась большим числом мелких украшений – бляшками, пронизями. От головного убора на кожаных шнурках, продетых через бронзовые спиральные и трубчатые пронизи, спускались очковидные подвески, подвески в полтора оборота, бляшки-розетки. Шейным украшением была гривна, а украшением рук – браслеты, кольца и спиральные перстни с очковидными завитками. Во многих погребениях абашевской культуры представлены полные гарнитуры описанных украшений. В одном из них найдено более 600 маленьких полусферических бляшек, которыми был расшит костюм погребенного.

Керамика абашевской культуры отличалась изящными формами. Это были чаши, маленькие острореберные сосудики, полусферические сосуды и стакановидные банки, украшенные сложным геометрическим и рельефным орнаментом, в состав которого входили ромбы, лесенки, висячие треугольники, меандры, уточки, каннелюры и валики. Узор мог покрывать всю внешнюю поверхность сосуда. Одни формы абашевской керамики были круглодонными, другие плоскодонными.

С приходом в Восточную Европу сейминско-турбинских военных групп часть носителей абашевской культуры погибла, о чем свидетельствуют коллективные могилы убитых воинов, другая часть ушла со своих традиционных территорий. Адаптировавшись на новых местах, абашевская культура дала основу для сложения культур позднего бронзового века, таких как покровская и синташтинская.

Потаповский культурный тип

Потаповский культурный тип – группа памятников лесостепного Волго-Уралья переходного периода между средним и поздним бронзовым веком (первая четверть II тыс. до н.э.) . Выделен после раскопок 1985-1991 гг., проведенных экспедицией СамГПУ под руководством И.Б. Васильева, П.Ф. Кузнецова, А.П. Семеновой. Всего изучено около 100 погребений, в основном из курганных могильников Потаповка, Лопатино II, Грачевка II на р. Сок и VI Утевского курганного могильника в нижнем течении р. Самары. Ареал памятников пока ограничивается бассейном этих двух рек и приурочен к югу лесостепи. Изученные курганные могильники расположены на краях первых надпойменных террас или на участках высокой поймы. Захоронения совершались на специально подготовленной площадке и перекрывались общей земляной насыпью. Характерной чертой погребального обряда были многочисленные жертвенники из частей туш животных (быков, овец и коз), расположенные в могильных ямах и на подкурганных площадках. Погребения, расположенные в центре подкурганной площадки, отличаются значительным размером ям, наличием деревянных настилов-перекрытий, уступов-ступенек, сложных внутримогильных сооружений, от которых сохранились ровики, столбовые ямки. В могильных ямах встречаются скелеты лошадей и остатки деревянных конструкций. Погребальному ритуалу присуще значительное разнообразие в положении умерших: на левом боку (преобладающая поза), на спине, на правом боку. Скорченность костяков слабая или средняя. Встречаются вторичные захоронения, коллективные погребения. Ориентировка могильных ям центральных захоронений в основном широтная, периферийные могильные ямы имеют самые разнообразные ориентировки, обусловленные круговым расположением могил. Погребенные, как правило, положены вдоль длинной оси ямы, а в парных и групповых захоронениях – поперек длинной оси. Погребальный инвентарь представлен лепной глиняной посудой, а также изделиями из бронзы, кости и камня. Из кремня изготавливались наконечники стрел, из рога – псалии, из кости – наконечники стрел, бусины, гребни. Среди металлических вещей большое количество ножей, ножей-бритв, кинжалов с> костяными рукоятями, серповидных орудий, долот, тесл, шильев, игл. В одном погребении Утевского VI могильника найден бронзовый наконечник копья. Медные украшения представлены желобчатыми браслетами, височными кольцами, подвесками, бусинами. Встречаются и орудия кузнечного производства (глиняные кузнечные сопла, каменные оселки).

Полученные при раскопках материалы дают представление о хозяйственном укладе оставивших их племен, основах общественного устройства, погребальных традициях. Основу хозяйства составляло скотоводство с преимущественным разведением крупного и мелкого рогатого скота, а также коневодство. Видимо, именно потаповские племена сделали наиболее важные шаги в использовании лошади для верховой езды и в колесничьей упряжке. Значительное место в жизни потаповских племен играла бронзовая металлургия, в которой произошли существенные преобразования по сравнению с предшествующей эпохой. Металлообработка потаповских племен в значительной степени унаследовала традиции волго-уральского металлургического очага раннего и среднего бронзового века. Появились и новые приемы изготовления и типы изделий, которые впоследствии станут характерными для металлообработки позднего бронзового века: ножи с намечающимся перекрестием, втульчатые наконечники копий. Пограничное положение памятников потаповского типа на рубеже среднего и позднего бронзового веков отразилось в гончарстве потаповских племен. Значительная часть посуды из могильников имеет ярко выраженные черты керамики полтавкинской культуры среднего бронзового века. Встречаются сосуды, близкие абашевской гончарной традиции. В свою очередь, основные типы сосудов потаповского типа находят продолжение и развитие в памятниках покровского типа срубной культуры.

Автор: Колев Ю.И., Кузнецов П.Ф., Кузьмина О.В.