Адрес
Сызрань, Привокзальная площадь, 1
Категория
региональный
Вид
памятник истории
Время создания
1892, 1887, 1900
Архитектор
неизвестен
Архитектурный стиль
эклектика
Здание построено в стиле эклектики с выраженными чертами архитектуры барокко. Его центральная часть одноэтажная, по бокам находятся двухэтажные объёмы в три окна.
Фасады оштукатурены и покрашены в бирюзовый цвет, на котором выделяется обильный декор белого цвета. Центральный кубический объём протяжённого здания перекрыт высоким сомкнутым сводом с большими люкарнами. Этот свод завершается двумя башенками с маленькими куполами и с высокими шпилями. Башенки соединены декоративной решёткой. Центральный вход в здание с невысоким крыльцом и большим освещённым тамбуром находится со стороны площади. Дверной проём с полуциркульным завершением оформлен перспективным наличником с выделенным замковым камнем. Такие же наличники обрамляют высокие окна всего фасада. Центральный объём фланкирован двумя протяжёнными объёмами с широкими ризалитами в центре каждого из них. Ризалиты завершаются аттиковыми стенками над профилированным карнизом и фризом с сухариками, которые опираются на рустованные пилястры. Такие же пилястры украшают другие части фасада. Профилированный карниз тоже охватывает все части здания.
Поэтажное разделение небольших двухэтажных объёмов осуществлено с помощью горизонтальных тяг и небольших карнизов. Над профилированным венчающим карнизом и фризом с сухариками, который опирается на рустованные пилястры по углам, находятся аттиковые стенки. Окна двухэтажных объёмов на первом этаже аналогичны окнам всего фасада, на втором этаже – высокие, прямоугольные. Над окнами расположены прямоугольные сандрики.
Фасад здания со стороны платформы имеет аналогичное построение и декор, но центральный кубический объём здесь выполнен без тамбура.
История этого места связана со строительством Моршанско‑Сызранской железной дороги. Участок Моршанск–Сызрань протяжённостью 484,8 в. открылся для грузового и пассажирского движения поездов в 1874 г. Тогда же был построен и вокзал. Одновременно от г. Сызрани до пристани у с. Батраки появилась железнодорожная ветка длиной 9 в. 225 саж. А в нач. 1876 г. правительствующий Сенат принял решение о строительстве моста через Волгу в районе сёл Старые и Новые Костычи.
В.И. Ленин был на станции Сызрань трижды, а именно: в 1892 г., 1887 г. и 1900 г. В настоящее время в здании по-прежнему располагается вокзал станции Сызрань-1.
Документ принятия объекта на охрану: Решение Куйбышевского облисполкома от 08.06.1988 № 238.
Автор: Пономаренко Е.В