Ансамбль мужского Вознесенского монастыря
Адрес
Сызрань, ул. Урицкого, 2
Категория
региональный
Вид
ансамбль истории и культуры
Время создания
1691 г.
Архитектор
неизвестен
Архитектурный стиль
классицизм, эклектика

Сохранившаяся застройка монастырского комплекса до сих пор не утратила своей градостроительной ценности. Все монастырские постройки скомпонованы по функциональному признаку. Так, собор доминирует над трапезной, трапезная над близстоящей поварней и пекарней, а те являются центром для ледников, сушил и амбаров. Такое зонирование, кроме утилитарного значения, воплощало принцип иерархии, господствовавший в культуре средневековья. Главные «святые ворота» ориентированы на вход в собор. Первоначально главенствующее положение в комплексе занимал Фёдоровский (тёплый) храм. Сообразно с этим, «святые» ворота размещались напротив северного его входа. К 60-м гг. XIX в., в основном завершилось формирование монастырского комплекса. Территория делилась на две зоны – парадную, предназначенную для торжественных церемоний и посетителей, и хозяйственную, где были сосредоточены многочисленные строения. Хозяйственная зона находилась позади парадной и имела свои ворота.

Парадная зона включала в себя Вознесенский собор, Фёдоровскую церковь с пристроенной к ней богадельней. На северо-востоке от них был расположен старый братский корпус, разобранный в кон. XIX в. Новый братский корпус располагался параллельно богадельному дому; к северу от него, также параллельно, – здание трапезной. Восточнее трапезной – архиерейский дом. Отдельно стоящей колокольни на территории не было. Колокольня находилась в одной связи с тёплым Фёдоровским храмом. Остальные постройки возникли в кон. XIX в. в хозяйственной зоне и существенно не повлияли на планировочные связи монастыря.

Здание бывшей монастырской башни с участком монастырской ограды находится вдоль улицы Урицкого. Здание кирпичное, круглое в плане, из красного керамического кирпича, одноэтажное, выходит на красную линию застройки. Поздний пристрой выполнен из силикатного кирпича. Здание входит в комплекс Вознесенского мужского монастыря, первоначально оно являлось часовней монастыря. Часовня была крыта железом со шпилем по центру, завершающимся железным крестом.

Соборный летний храм Вознесения Господня (литера Б) имел пять восьмериковых глав, покрытых белой жестью. На главном куполе был крест, железный, позолоченный, на малых главах – деревянные, обитые железом и окрашенные жёлтым кроном. Крыша была из листового железа и окрашена медянкой. Оконные рамы и дубовые двери имели расстекловку из разноцветных стекол. После закрытия монастыря здание использовалось в различных целях: под клуб, склад. В настоящее время здание храма возвращено монастырю, выполнен ремонт, при котором восстановлена глава над центральным восьмериком.

Церковь Вознесения (литера В) – Фёдоровская церковь – является древнейшей сохранившейся постройкой Вознесенского монастыря. История её существования содержит несколько строительных периодов.

В 1738 г. была построена каменная церковь во имя Вознесения Господня, возведённая на месте или рядом с существовавшей ранее первой деревянной церковью монастыря, построенной в 1696 г. Первоначально каменная церковь представляла собой небольшой бесстолпный храм с полукруглой апсидой. Собственно храм был устроен по схеме восьмерик на четверике. Как завершался восьмерик (шатром с главкой или восьмигранным куполом с главкой или шпилем), неизвестно.

Некоторое время спустя к храму пристраивается асимметричный объём трапезной с южным алтарным приделом, освящённым во имя Св. Архистратига Божия Михаила, и примыкающей к юго-западному углу трапезной объёмом колокольни. Колокольня также была построена по схеме: восьмерик на четверике. Небольшой в плане четверик нижнего яруса перекрывался лотковым сводом. Асимметричное сочетание объёмов церкви, трапезной с приделом и колокольни придавали живописность архитектурной композиции храма, несмотря на достаточно суровый аскетичный внешний вид.

В пер. пол. ХIХ в. вместе со строительством богадельного дома к западу от церкви к трапезной пристраивается объём крытой паперти (притвор), выравнивавший западный фасад церкви в створе с колокольней. Между крытой папертью и богадельным домом устраивается каменный, одноэтажный, крытый переход с примыкающим к колокольне кирпичным объёмом лестницы, по которой можно было подняться на ярус колокольни или спуститься в подвал. Вероятно, в это же время пристраивается крытая паперть (притвор) перед северным входом в храм. В таком виде Вознесенская церковь зафиксирована на чертеже 1860 г. до перестройки. В 1855 г. в связи с постройкой нового летнего собора, освящённого во имя Вознесения Господня, тёплая церковь была переименована в Фёдоровскую.

В 1860 г. архитектором Сызранской удельной конторы А. Томорнинским был разработан проект на переустройство тёплого храма, не прошедший утверждение Синода и исправленный Куликовским. По этому исправленному проекту была осуществлена реконструкция церкви в 1861 г. Перестройка внесла изменения в объёмноланировочное решение церкви. В северной, южной и западной стенах четверика были растёсаны широкие и высокие арки, в результате чего углы четверика превратились фактически в отдельно стоящие столбы, на которые посредством подпружных арок и тромпов опирается восьмерик. Сам восьмерик был превращён в световой барабан за счёт увеличения размеров оконных проёмов. Увенчался световой барабан восьмигранным сферическим куполом с главкой на глухом барабане. Был расширен южный придел и симметрично ему был возведён северный придел. Приделы получили по алтарной апсиде полукруглой формы, и церковь стала трёхпрестольной. Трапезная расширяется в северном направлении. Реконструируется западный притвор, расширяется в западном направлении и надстраивается до двух этажей. Старая колокольня разбирается (кроме нижнего яруса). Новая колокольня возводится на главной продольной оси здания церкви (В-3) также в виде восьмерика на четверике. Завершение восьмерика колокольни аналогично завершению светового барабана – восьмигранный сферический купол с главкой на глухом барабане.

Был надстроен до двух этажей переход из богадельного дома в церковь. В таком виде здание просуществовало до сер. 1930-х гг.

Новый братский корпус (литера Ж) – двухэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане здание. Дата его постройки 1850 г. После постройки в 1851 г. корпуса наместника с трапезной между ними была устроена галерея на арках. Фрагментарно галерея сохранилась до настоящего времени.

Богадельный дом (литеры АА1А2а) – кирпичный, двухэтажный, с небольшим подвалом в южной части здания; соединён переходом с Фёдоровской церковью, который, предположительно, был построен одновременно с богадельным домом и надстроен до двух этажей после переустройства церкви. После закрытия монастыря использовался под жильё рабочих плодоовощного завода.

Документ принятия объекта на охрану: Постановление Главы Администрации Самарской области от 27.03.1992 № 77.

Автор: Косенкова Н.А.