Адрес
г. Похвистнево, ул. Вокзальная, 8, литера 13 (ж/д вокзал)
Категория
выявленный
Время создания
конец ХIХ - начало ХХ вв.
Архитектор
Р.А. Желязевич
Архитектурный стиль
эклектика
Комплекс железнодорожной станции г. Похвистнево включает в себя здание железнодорожного вокзала, станционные постройки и водонапорную башню.
Железнодорожный вокзал представляет собой одноэтажное, кирпичное здание, оштукатуренное и окрашенное. Здание решено в стиле эклектики с элементами классицизма. Фасад со стороны железнодорожных путей имеет 9-осевую фронтальную композицию, визуально разделён на 5 частей. По фасаду выделяются центральный и боковые ризалиты, завершающиеся фронтонами. Фронтон центрального ризалита имеет развитый карниз с сухариками, в центре расположена глухая люкарна. В центральном ризалите находится аркада: два окна и дверь. Арки оформлены архивольтами c замковым камнем и опираются на импосты. Центральный ризалит фланкирован угловыми пилястрами. Подоконная полочка профилирована. В подоконных профилированных нишах расположены лепные ромбики. По боковым сторонам ризалита выполнены пилястры, которые поддерживают развитой антаблемент: плоский архитрав, фриз с триглифами и сложно профилированный карниз. По фасаду между ризалитами находятся по два оконных проёма, оформленные архитектурно так же, как и окна ризалитов. Крыша железнодорожного вокзала сложная, покрытие выполнено из профилированного листа.
Боковые фасады имеют 3-осевую фронтальную композицию. Фасады фланкированы угловыми простеночными пилястрами с вертикальными ширинками. Проёмы имеют полуциркульное завершение, оформлены архивольтами с замковым камнем, опирающимся на импост пилястр, расположенных по краям проёмов. Подоконный парапет декорирован профилированным карнизным поясом и прямоугольными ширинками с декором по центру в виде ромба. Венчающий карниз имеет сложный профиль, декорирован прямоугольными ширинками. Фронтон оформлен профилированными тягами. По центру тимпана расположено круглое слуховое окно.
К основному зданию прилегает одноэтажный пристрой, оштукатуренный и окрашенный. Все фасады фланкированы пилястрами с вертикальной прямоугольной ширинкой. Оконные проёмы имеют лучковую перемычку, декорированы наличником с замковым камнем. Простенки украшают прямоугольные ширинки. Подоконный парапет декорирован профилированным карнизным поясом и прямоугольными ширинками. Венчающий карниз сложного профиля опоясывает весь пристрой. В тимпане по центру расположено слуховое окно. Фронтон и слуховое окно украшают профилированные тяги.
Стационарные постройки также являются одноэтажными и расположены вдоль железной дороги.
Водонапорная башня построена в кон. ХIХ– нач. ХХ в. Это инженерное сооружение системы водоснабжения железнодорожной станции. Внешний архитектурный облик решён в стиле кирпичной эклектики. Башня в плане имеет форму вытянутого шестигранника. В уровне первого этажа башня каменная. Верхний ярус водонапорной башни, где размещён резервуар, выполнен из дерева с первоначальной облицовкой фасадных поверхностей тёсом. По первому этажу здания в центре большой грани расположен портал c архивольтами, которые опираются на импосты. Внешний архивольт с замковым камнем. Оконные проёмы полуциркульной формы оформлены архивольтом на импостах с замковым камнем. Карнизная полочка профилирована. Все детали архитектурного декора выполнены рельефной кирпичной кладкой с использованием фасонного и точеного кирпича. Крыша водонапорной башни скатная, покрыта листовой сталью. На крыше есть 2 слуховых окна, оформленных в виде небольших многогранных световых фонарей. Кирпичный свес кровли оформлен подзором‚ декорированным профильной резьбой.
История места. 8 сентября 1888 г. на 150-й версте (от станции Самара) Самаро-Златоустовской железной дороги открылась станция Похвистнево. Строительство станционных комплексов велось на отчужденной земле Ибряйкинской сельской общины по «образцовым» (типовым) проектам, разработанным арх. Р.А. Желязевичем. Им были разработаны типовые проекты станций 4-х классов и система их размещения относительно железной дороги. Станция Похвистнево относилась к 3 классу.
К 1890 г. на станции были возведены здание для стоянки и ремонта паровозов, поворотный круг, дома для рабочих и служащих, в 1904–1905 гг. – здание вокзала. В сентябре 1909 г. на станции также были построены два жилых дома, а в 1910 г. – на территории разбит парк, организована оранжерея, устроен амбар купца Сурошникова. В 1913–1914 гг. было построено каменное здание железнодорожной школы.
По плану станции от 1914 г. в комплекс станции Похвистнево входили: пассажирское здание (вокзал), пассажирская платформа, паровозное здание, водоёмное здание, школа, приёмный покой, нефтекачка, баки для нефти, оранжерея, амбар Сурошникова, пакгаузы, жилые дома, казармы, столярная, здание для снегоочистителя, кузница, ламповая, ледник, баня, кладовые, будки (водоливная, стрелочная, для кипячения воды, осмотрщиков вагонов), сараи (пожарный, для дрезины).
Автор: Бальзанникова Е.М.