Железнодорожная станция «Толкай»
Адрес
Кинель-Черкасский район, с. Кинель-Черкассы, ул. Вокзальная
Категория
выявленный
Время создания
1904
Архитектор
неизвестен
Архитектурный стиль
кирпичный стиль

Железнодорожная станция «Толкай», расположенная в с. Кинель, была построена в 1904 г. в кирпичном стиле. Представляет собой кирпичное одноэтажное прямоугольное в плане здание, обшитое сайдингом. Главные фасады имеют трехчастную, 9-ти осевую композицию. Кровля двускатная. Согласно сохранившейся фотографии до обшивки углы и простенки здания были отмеченными рустом. Оконные проемы прямоугольные имели лучковые перемычки и замковые камни. Венчающий карнизный пояс был сложного профиля. С северной стороны здания находится кирпичный пристрой, окрашенный в белый цвет. Также неподалеку находится водонапорная башня, построенная в то же время. Представляет собой кирпичное, окрашенное сооружение. Обеспечивает водоснабжением близлежащие дома.

История места

Железнодорожная станция «Толкай» расположена в восточной части села Кинель-Черкассы Самарской области, в 4 км от центра. Это магистраль «Самара-Уфа», соединяющая среднее Поволжье с городами Центрального района Российской Федерации и Урала. Железнодорожная станция «Толкай» относится к Самарскому отделению Куйбышевской железной дороги. Станция являлась крупной базой для отправки хлеба в другие регионы. После строительства железной дороги Кинель-Черкасский рынок стал одним из крупнейших. В 1912 году местными купцами было построено две мельницы, введен в действие элеватор. В конце ХIХ века в Кинель-Черкассах активно развивались мелкие крестьянские промыслы, на базе которых возникали купеческие мануфактуры, основанные на вольно-наемном труде, формировалась прослойка скупщиков и сословие купцов.

Относительно названия станции существуют две версии. Одна из них говорит о том, что станция была переименована в целях избежания путаницы при отправке грузов по железной дороге. Дело в том, что нередко село Кинель-Черкассы путали с городом Черкассы на Украине. Чтобы исключить путаницу, было решено переименовать станцию в «Толкай», по примеру близлежащих Малого и Большого Толкая.

Другая версия предполагает, что станция была названа так потому, что работникам железной дороги приходилось толкать составы, которые не могли набрать ход в силу географических условий местности.