Станция Кротовка, здесь в 1903 г. были проездом в Тимашево и обратно в Самару Д.И. и М.И. Ульяновы
Адрес
Кинель-Черкасский район, станция Кротовка
Категория
региональный
Вид
памятник истории
Время создания
1900-е гг.
Архитектор
неизвестен
Архитектурный стиль
эклектика

Здание пассажирского вокзала на железнодорожной станции «Кротовка» Куйбышевской железной дороги расположено на островной платформе низкого типа среди железнодорожных путей. Доступ к зданию вокзала из города осуществляется по перекидному пешеходному мосту над путями. Здание кирпичное, одноэтажное, прямоугольное в плане, вытянуто вдоль железнодорожных путей. Кровля над станцией коньковая, двускатная, покрыта профилированными металлическими листами. Станция была построена в 1900-е гг. в стиле эклектики с чертами неоклассицизма.

В настоящее время все фасады отделаны панелями типа «сайдинг», что скрывает первоначальный вид фасадов и декоративное оформление здания. При отделке было выполнено выделение объемов угловых и простеночных пилястр, венчающего карниза, а также прямоугольного фронтона над главным входом в здание станции. Композиционное построение фасада имеет семнадцать оконных осей. Фрагмент главного входа расположен со смещением вправо от центральной оси и выделен простеночными пилястрами. Кроме дверного проема входная группа имеет два оконных проема расположенных симметрично с двух сторон от входа. Оконные проемы, расположенные по плоскости фасада обращенного к железнодорожным путям имеют лучковую перемычку.

Кроме главного входа имеется еще один дверной проем, расположенный на второй оконной оси с левой стороны. Все заполнения оконных и дверных проемов поздние.

На торцевом фасаде с левой стороны имеется один оконный проем с лучковой перемычкой, расположенный чуть левее центральной оси. Боковой фасад с правой стороны закрыт служебными пристроями. Противоположный главному фасад является зеркальным его отражением. Отличает его лишь сохранившееся столярное заполнение окон и дверей и двускатный навес над главным выходом из здания станции. В настоящее время используется по назначению, как железнодорожный вокзал.

История места Станция Кротовка была одной из станций, построенных в ходе прокладки Самаро-Уфимской железной дороги. Строительство Самаро-Уфимской железной дороги начали в 1885 г. Начальником работ был назначен инженер путей сообщений К.Я. Михайловский. 8 сентября 1888 г. по ней было открыто регулярное движение. На открытии в Уфе присутствовал министр путей сообщения, К.Я. Михайловский обратился к собравшимся с речью. Самаро-Уфимская железная дорога начиналась от станции Кинель Оренбургской железной дороги в 38 верстах от г. Самары, и заканчивалась в г. Уфе. Расстояние между этими населенными пунктами составляло 453 версты. На протяжении дороги были построены 25 станций: 2 станции второго класса, 3 – третьего, 18 – четвертого, и 2 – пятого.

В 1896 г. по инициативе К.М. Михайловского началось строительство узкоколейной железной дороги Кротовка-Сергиевск. На основании высочайшего указа от 20 мая 1896 г. под постройку ветви Кротовка-Сергиевск (конечная станция Сургут) в Бугурусланском уезде отошли земли от следующих владельцев: самарского купца Аржанова, от купца Соколова, от церковного причта села Кабановки, от Александра Дмитриевича Богатырева, от барона Корфа, от господ Лобановых, от крестьянина Ивана Ивановича Никанорова. Ветвь Кротовка-Сергиевск была построена на средства казны. Движение по ней открылось 1 ноября 1898 г. В связи с прокладкой узкоколейки на станции Кротовка было построено депо, подъездной путь к нему и три коротких приемно-отправочных станционных пути.

В списке населенных мест Самарской губернии по состоянию на 1910 г. значится, что станция Кротовка Самаро-Златоустовской железной дороги располагалась в Больше-Малышевской волости Бузулукского уезда на реке Кутулук. Расстояние от Самары – 70 верст, от Бузулука – 90. На станции было 26 дворов, проживало 96 мужчин и 103 женщины. На этой станции также была расположена железнодорожная школа, построенная в 1906 г.

На плане станции Кротовка указано, что на данной станции располагались: пассажирское здание станции, пассажирские платформы, будка водолива, стрельная будка, железнодорожное училище, земляной барак, сарай, 2 оранжереи, хлев, ледник, деревянный барак, нефтяной барак, гидравлический краны, столярная, керосиновые кладовые, кузницы, резервуар, ламповая, водогрейка, пассажирский пакгауз, кладовые, сараи, поворотный круг, депо главной линии, депо узкой колеи, склад воинских припасов, вагонные валы, перегрузочный пакгауз, нефтекачка, пакгауз, склад керосина, пакгауз главной линии, лесной двор, баня, хлева, стрелочная будка, жилые дома, надворные постройки, сады.

Документ принятия на охрану объекта – Решение Куйбышевского облисполкома от 08.06.1988 № 238, регистрационный номер в Едином государственном реестре – 631731022810005.