Железнодорожный вокзал
Адрес
Кинельский район, г. Кинель, ул. Октябрьская, 50а
Категория
выявленный
Время создания
1895, 1936
Архитектор
неизвестен
Архитектурный стиль
неоренессанс

 

Прямоугольное в плане, кирпичное, одноэтажное здание с построением архитектурных объёмов по двум взаимно перпендикулярным осям. Две второстепенные поперечные оси с фланкирующими объёмами ризалитов; анфиладное построение внутренних помещений по главной продольной оси. Прослеживается центрально-осевая симметричная композиция построения фасадов как протяжённых‚ так и торцевых. Поверхность фасадов не оштукатурена, выражает эстетику кирпичной кладки под расшивку. Архитектурный декор выполнен рельефной кирпичной кладкой. Торжественный ритм крупных оконных и дверных проёмов с полуциркульными перемычками, оформленных архивольтами с замковым камнем, пилястрами и профилированными импостами воспроизводит на фасадах образ римской аркады. Архитектурное членение фасадов по вертикали достигается выделением цоколя c подоконными ширинками и развитого фриза двух типов (с поребриком и с триглифами). Повышенные объёмы ризалитов и торцевые фасады увенчаны треугольными фронтонами, декорированными карнизными профилями, дентикулами, картушами и медальонами в тимпанax. Фланкирующие пристрои 1936 г. к первоначальному зданию тактично развивают его архитектурную композицию, используя те же приёмы оформления фасадов, с северной и южной стороны над венчающим карнизом акцентированы парапетными столбиками. Пластика архитектурного декора фасадов подчёркнута двухколерной окраской по кирпичу; цоколь выделен более тёмным цветом.

История здания пассажирского вокзала на железнодорожной станции Кинель начинается в 1895 г., когда оно было построено. В 1936 г. здание было реконструировано. С тех пор здание неразрывно связано с историей сооружения и последующего развития Самаро-Златоустовской, Оренбургской и Самаро-Уфимской железной дороги, с историей возникновения железнодорожной станции, положившей начало посёлку, а в последствие – г. Кинелю, его постоянно возраставшей народнохозяйственной роли в масштабах региона и страны. Застройщик и первый владелец построенного здания – Управление Самаро-Уфимской железной дороги; пристроев – Народный комиссариат путей сообщения СССР, Управление Куйбышевской железной дороги.

Осенью 1876 г. строительные работы на ранее существовавшей Оренбургской дороге были закончены, а линия Оренбург – Самара через Кинель была принята в эксплуатацию специальной правительственной комиссией. Официальное открытие этой линии состоялось 1 января 1877 г., когда через станцию прошёл первый железнодорожный поезд. Первоначально станция называлась Чарыковской и находилась в ведении частной компании оренбургских купцов. Она располагалась в 4 в. от того места, где железнодорожная ветка от станции Смышляевка пересекала реку Кинель по деревянному мосту, и представляла собой в то время небольшую промежуточную станцию. Название станция получила по имени действительного тайного советника, помещика Чарыкова, происходившего из старинного дворянского рода, на чьих землях и построили станцию. Далее находились станция Тургеневская, расположенная на землях помещика Л.Б. Тургенева, а в сторону Бузулука – станция Грачёвка.

С 1878 г. движение поездов по Самаро-Златоустовской и Оренбургской железным дорогам стало регулярным. С 1885 г. станция Чарыковская была переименована в Кинель – по названию реки. Такое же название получил поселок при станции. 16 мая 1891 г. на станцию Кинель подошёл первый почтово-пассажирский поезд № 4, в одном из вагонов которого у окна стоял тогда ещё малоизвестный артист Ф.И. Шаляпин.

В 1892 г. в Самару через станцию Кинель прибыл первый эшелон из 27 вагонов с хлебом из Америки для голодающего Поволжья. Вечером пришёл ещё один хлебный состав – 61 вагон. Локомотивы были украшены флагами США и России. На вокзале оркестр исполнял гимн США «Виват, Колумбия!». 14 апреля 1892 г. на станцию Кинель прибыл состав с семенным хлебом из Сибири. В сентябре 1892 г. на станции была открыта одноклассная церковно-приходская школа. 22 октября 1892 г. началось регулярное движение поездов по участку Златоуст – Челябинск. Этот участок впоследствии был присоединён к Самаро-Уфимской дороге. В 1893 г. управление дороги было переведено из Уфы в Самару.

В 1936 г. к зданию был произведен пристрой с западной и восточной его сторон. К 1914 г. нa станции Кинель существовало уже три парка: Уфимский – три пути для приёма и отправления поездов нечётного направления со станции Похвистнево на станцию Самара; Оренбургский – два пути для приёма и отправления поездов направления из Самары в Похвистнево; Березенский – четыре пути для приёма и отправления поездов из Бузулука и обратно.

С 1950 г. на станции Кинель развернулись большие работы по строительству перекидного пешеходного моста через пути в районе вокзала и путепровода под поезда в новый отправочный парк.

Автор: Бальзанникова Е.М.