Адрес
Кошкинский район, с. Степная Шентала
Категория
выявленный
Время создания
1900-1902
Архитектор
неизвестен
Архитектурный стиль
эклектика
Степная Шентала – одно из старейших сел Кошкинского района, центр мордовских культурных традиций. Селение было основано в 1733 г. в междуречье Кармалы и Камышлейки переселенцами из Лесной Шенталы (сейчас – село Шентала, райцентр в Самарской области). На 1737 г. в сводках В. Н. Татищева населённый пункт в 20 дворов назван деревней Новые Шенталы, и только потом в данном названии появился эпитет «Степная», означающий характеристику окружающей местности.
Топоним Шентала, по всей видимости, связан с тюркоязычным (чувашским) термином «шăнт» [шэнт], означающим «морозить, холодать, подмораживать». Принимая эту версию, можно предположить, что топоним Шентала – это «холодное место, место, где морозно». Так со времен Волжской Булгарии могли называться поселения, располагавшиеся в низменных долинно-овражных местах с характерным для них холодным климатом.
По данным 1795 г., в деревне Степная Шентала Самарского уезда проживали «коронного ведомства из мордвы новокрещёной ясашные крестьяне» – 251 человек муж. пола и 277 – жен. пола в 62 дворах. После создания в 1851 г. Самарской губернии данный населённый пункт, уже в статусе села, стал центром Степношенталинской волости Самарского уезда.
Первую деревянную церковь в честь Рождества Христова построили на средства прихожан в 1852 г. В числе первых священников прихода был Михаил Петрович Архангельский (1855) 496. 8 июня 1873 г. в 4 часа пополудни церковь сгорела до основания. Утварь и церковное имущество успели вынести. Потерю удалось восполнить далеко не сразу.
Второй деревянный храм в Степной Шентале построили в 1876 г. Это была холодная деревянная церковь с колокольней, под железной крышей, вмещавшая до 500 человек. Главный и единственный престол освятили в честь Рождества Христова. Всего под храмом и оградой было 500 кв. саженей земли.
Священниками в Степной Шентале служили: с 1882 г. – бывший преподаватель Симбирского духовного училища Михаил Иванович Сурминский 499; с 1896 г. – Иоанн Добронравов (1853 г. р.) 500. Отец Иоанн отличался консервативными взглядами. Это демонстрирует история с врачом Г. Б. Сегалем (Бенедиктовичем), состоявшим членом РСДРП с 1898 г., проводившим в 1901– 1905 гг. активную революционную пропаганду среди крестьян в селах Самарского уезда. В своих мемуарах он вспоминал о «довольно неприятной борьбе», которую ему «пришлось вести с представителями духовенства» 501. В то же самое время отмечал, что, кроме местного настоятеля, с которым у него происходили постоянные конфликты, было духовенство, совсем по-другому относившееся к молодому врачу и распространяемым им идеям: «даже в том же селе на моей стороне был другой священник, псаломщик…».
Составляя клировые ведомости за 1902 год, священник особо отметил, что стены северной и южной сторон храма под тяжестью купола стали раздаваться, угрожая разрушением всей постройки. Поэтому деревянное здание, пришедшее в ветхое состояние, решили поменять на кирпичное, более устойчивое и долговечное. Кирпичи производились в самой Степной Шентале заводом Гришовых.
Строительство третьего храма (каменного и тёплого) завершили в 1913 г. к 300-летию Дома Романовых. Кроме пожертвований прихожан и кружечных сборов, важным источником финансирования проекта стали взносы соседних церковных общин. Здание церкви выстроено в т. н. «кирпичном стиле» с элементами «русского стиля». Храм находился в одной связи с колокольней, для которой отлили 7 колоколов.
Штат церкви включал двух человек – священника и псаломщика, которые получали жалование от казны и от сельского общества. Земля при храме подразделялась на усадебную (3 десятины) и пахотную – 33 десятины. Судя по клировым ведомостям, она была «среднего качества» и особого дохода не приносила. На церковной усадебной земле прихожане в 1880 г. возвели для причта два дома. Церковно-приходская школа и сторожка, принадлежавшие храму, находились в одном здании. В церковной библиотеке, по данным 1914 г., числилось 78 томов книг для чтения. Церковно-приходская школа (осн. в 1894 г.) финансировалась земством. В том же 1914 г. её учениками были 8 мальчиков и 5 девочек. Законоучителем и заведующим с 1896 г. работал священник Иоанн Виссарионович Добронравов.
К началу Первой мировой войны в приходе состояли, кроме села Степная Шентала, деревни Грачёвка и Фейзулова. В первых двух населённых пунктах, судя по клировым ведомостям прежних лет, преобладала мордва-эрзя, в третьем – чуваши. Жителями Степной Шенталы церковная статистика зафиксировала 803 человек муж. пола и 894 жен. пола, в Грачёвке – 377 человек муж. пола и 422 жен. пола, в Фейзуловой – 128 человек муж. пола и 125 жен. пола.
Храм в селе Степная Шентала закрыли по постановлению облисполкома в 1936 г. Перед этим здание подверглось варварскому разгрому. В августе 1935 г. сбросили колокола, сняли купола, наполовину разрушили колокольню. Перед отправкой на переплавку колокола разбивали на куски для облегчения их погрузки. Кирпич от разрушенной стены использовали для строительства села Салаван (ныне Новочеремшанск Ульяновской области). Переведенное на баланс колхоза здание церкви покрыли соломенной крышей и приспособили под склад. Позднее в нём находилась электростанция.
Новая жизнь храма и приходской общины началась в 1990 г. по благословению архиепископа Иоанна (Снычева). После организации прихода церковные службы в Шентале совершал митрофорный протоиерей Василий Николаевич Космач. К 100-летию храма в 2013 г. активно велись работы по его реконструкции.
Сегодня Христорождественский храм в с. Степная Шентала, который является выявленным памятником архитектуры, полностью восстановлен благодаря Межрегиональному Фонду содействия возрождению православных храмов и монастырей. В настоящее время настоятелем Христорождественской церкви является иерей Николай Анатольевич Никитин.