Церковь Казанской Божьей Матери
Адрес
Красноярский район, с. Калиновка
Категория
выявленный
Время создания
1900 г.
Архитектор
неизвестен
Архитектурный стиль
эклектика

Современное село Калиновка Красноярского района Самарской области возникло в 1730-х гг. при формировании в регионе сельских поселений, основанных правительством для крещёных калмыков. Населённый пункт носил другое название – Кобельма. Первую деревянную церковь в честь Богоявления в деревне Кобельма построили в 1769 г. на средства, выделенные из казны. Церковь была однопрестольная, холодная и «утварью недостаточна». По престолу храма село называли ещё Богоявленским. По 5 ревизии 1795 г. в селе Богоявленском (Кобельма тож) проживали: ясашные крестьяне (из мордвы новокрещёной) – 248 человек муж. и 260 человек жен. пола в 99 дворах, а также экономические крестьяне – 66 человек муж. и 90 человек жен. пола в 15 дворах.

В 1842 г. калмыки покинули Кобельму; все их земли, пастбища и луга были переданы местным крестьянам. С тех пор население Богоявленского составляли в основном русские и мордва.

В 1852 г. храм перестроили и расширили. Земельный надел у причта был минимальным – 33 десятины, в целом же его содержание было «скудным». С 1860 г. здесь служил священник Василий Петров.

В 1885 г. деревянная церковь была уничтожена пожаром, и епископ Серафим (Протопопов) благословил постройку нового каменного храма. В основной части строительство храма закончили к 1900 г. Официальная же дата, отмеченная в клировых ведомостях, была другой – 1903 г. Храм был каменным, теплым, с каменной колокольней и вмещал до 800 богомольцев. Земли под ним значилось 126 квадратных саженей. Вокруг храма, выстроенного с элементами русско-византийского стиля, находилась деревянная ограда; рядом – деревянная сторожка. Единственный престол в честь Казанской иконы Божией Матери освятил епископ Гурий (Буртасовский) 1 сентября 1902 г.

Причт был стандартным: священник, диакон и псаломщик. Однако, в 1907 г. на диаконской вакансии состояла учительница церковно-приходской школы. Казённого жалования причт не получал и вообще снабжался скромно. Добровольные пожертвования от прихожан доходили до 700 руб. в год. Земли в начале ХХ в. было немногим больше, чем раньше – 39 десятин (из них 3 неудобной). Причт обрабатывал её самостоятельно. Хлебный сбор, по информации церковной ведомости, был «ничтожный».

В начале ХХ в. Богоявленское (Кобельма) считалось весьма крупным селом. Вместе с деревней Новые Аврали численность прихожан составляла 3759 человек. В селе жили также старообрядцы – 9 человек (1 двор) – и молокане-воскресники – 5 человек (1 двор).

В 1896 г. в приходе открылась смешанная одноклассная церковно-приходская школа. Размещалась она в собственном здании, которое представляло собой временную деревянную церковь, где жители села молились после пожара, до того, как возвели каменный храм. Здание временной церкви со школой построили на средства общества при помощи уездного отделения епархиального училищного совета (600 руб.). В 1907 г. в ней обучались 26 мальчиков и 33 девочки (все мордва). Была в приходе и библиотека, фонд которой насчитывал 85 томов 30 названий.

Заведующим церковно-приходской школой и законоучителем в других учебных заведениях села являлся приходской священник. В начале ХХ в. это был Михаил Александрович Поливанов (1878 г. р.). В Кобельме он служил с 1906 по 1929 г., вплоть до закрытия храма. После этого отец Михаил проживал в своем доме, болел. В 1937 г. священник был арестован и умер в заключении.

С 1936 по 1988 гг. закрытый храм использовался под зернохранилище. В 1952 г. Кобельму переименовали в Калиновку.

В 1991 г., по ходатайству инициативной группы местных жителей, церковная жизнь села возобновилась, начался ремонт храма. Настоятелем назначили иеромонаха Захария (Сараева). Позднее его сменил протоиерей Илия Евдокимов.

С 7 августа 2012 г. в Богоявленской церкви служит протоиерей Михаил Владимирович Юдкин. Под его руководством ведутся активные работы по восстановлению храма, меняется внутреннее убранство. Получает активное развитие социальное и миссионерское служение. Возрождается и духовная жизнь самого села.

На сегодняшний день прихожанами являются жители села Калиновка, а также близлежащих окрестных сёл: Украинка, Коммунарский, Ливневый и Старый Буян.