Железнодорожна станция "Серные воды"
Адрес
Сергиевский район, с. Серноводск
Категория
выявленный
Время создания
1913 г.
Архитектор
неизвестен
Архитектурный стиль
русский стиль

Комплекс железнодорожной станции «Серные воды» включает в себя: железнодорожный вокзал, склад, санузел.

Здание одноэтажное, деревянное, обшито тёсом, окрашено, сложной формы в плане. Композиция здания ассиметрична. Архитектурное решение постройки выполнено в русском стиле. Главный фасад имеет четырёхчастную десятиосевую фронтальную композицию. В центральной части расположены прямоугольные оконные м дверной проёмы с фрамугой, объединены общим пояском с подзором. Акцентирует центральную часть фасада высокий фронтон, декорированный пропильными подзорами, навесными деталями с пропильной резьбой и шпилем. Поле тимпана оформлено тремя слуховыми окнами. В боковой трехосевой части фасада расположена галерея с деревянным ограждением на фигурных деревянных столбах, фриз оформлен вертикальным рядом тёса. Боковой фасад имеет трёхчастную двухосевую композицию с центральным ризалитом и фронтоном, оформленным пропильной резьбой. В плоскости стены ризалита расположен широкий оконный проём с мелкорасстеклованным заполнением. Дворовой фасад имеет трёхчастную пятиосевую композицию. Центральная часть дворового фасада акцентирована фронтоном, аналогичным фронтону главного фасада. Перед входом расположено высокое крыльцо на фигурных столбах, венчающий карниз декорирован рядами пропильных подзоров.

Исторические сведения. В 1896 году по инициативе известного инженера и писателя Н. Г. Гарина-Михайловского началось строительство узкоколейной железной дороги Кротовка — Сургут (Сергиевск).

Узкоколейная железная дорога была открыта в 1896 году. Ширина колеи составляла 1000 мм. Основным грузом на узкоколейной железной дороге была сельскохозяйственная продукция. Имелось пассажирское сообщение. В 1922 году она была перестроена. В связи с постройкой узкоколейки на станции Кротовка было построено депо, подъездной путь к нему и три коротких приемно-отправочных станционных пути на длину 10-15 вагонов в 2-х-осном исчислении. Всё это именовалось «Сергиевским парком». Также был построен сергиевский пакгауз, вагонные весы подъемной силы в 25,5, а позже в 100 тонн. С этого времени станция Кротовка стала именоваться «Узловой». По узкоколейной железной дороге ходили специальные узкоколейные паровозы и вагоны, например, пассажирский поезд состоял всего из трёх классных спецвагонов. Позднее начали строить ширококолейную дорогу, вначале до станции Тимашево, чтобы обеспечить доставку сырья и отправку готовой продукции с Тимашевского сахарного завода. Этим была значительно облегчена работа узла. Далее ширококолейную дорогу строили до станции Сургут.

Объект культурного наследия зарегистрирован в перечне выявленных объектов культурного наследия Самарской области.