Бывшая усадьба Орлова-Давыдова
Адрес
Шигонский район, с. Усолье
Категория
региональный
Вид
ансамбль архитектуры
Время создания
XIX-XX вв.
Архитектор
Х.И. Сахаров, А. Цуканов, при участии Д.И. Жилярди
Архитектурный стиль
классицизм

Усолье — первое русское поселение в пределах Сызранского уезда, было основано в XVI в. как сторожевой острог, который оберегал население, промышлявшее добычей соли и рыбной ловлей, от кочевников. В 1768 г. село было пожаловано Екатериной II графам Орловым в нераздельное пользование и стало их главной резиденцией на Самарской Луке.

Обосновавшись в Усолье, Орловы построили здесь большой усадебный комплекс. В 1831 г. Усольская вотчина переходит к двум наследникам: В.П. Давыдову (1809–1882) и его тетке Е.В. Новосильцевой. В 1856 г. Давыдов получил графский титул, ему была присвоена фамилия Орлов-Давыдов. К тому времени в его руках сосредоточилась большая часть Усольской вотчины, и во второй половине XIX в. он стал крупнейшим землевладельцем на Средней Волге.

Согласно паспорту объекта культурного наследия, в комплекс бывшей усадьбы Орлова-Давыдова входят следующие объекты: дом графа, контора Усольской вотчины, парк, дом управляющего, 2 конюшни, три овчарни, дом служащих, волостное правление, дом священника, дом конюхов, дом садовника. Комплекс зданий усадьбы с флигелями был спроектирован крепостными усольскими архитекторами Х. Сахаровым и А. Цукановым. При проектировании зодчие также обращались за консультацией к московскому архитектору Д. Жилярди, участвовавшему в восстановлении общественных зданий Москвы после пожара 1812 г. Учитывая последствия недавнего пожара, граф Орлов распорядился построить каменный дом – «строение прочное, удобное для намерения, для которого строится», «наружность должна быть простая и приличная, но не затейливая». Усадьба была спроектирована в стиле классицизма.

Дворцовый комплекс в плане представлял собой вытянутое каре. С боков от главного 3-этажного здания конторы располагались 2-этажные жилые флигели владельца и управляющего усадьбы. Между ними были устроены двое ворот с двумя «караулками», через которые осуществлялся главный въезд в усадьбу. Ворота, двор, флигели, здание конторы и парк расположены по центральной оси комплекса.

Самое большое здание дворцового комплекса – вотчинная контора. Трехэтажное здание конторы имело мезонин и крышу с видовой площадкой и башенкой и являлось композиционным центром усадебного комплекса. Перед главным зданием располагался парк с фонтанами, беседками и скульптурами, растения были подобраны приглашённым французским садовником Помре, который рассадил уникальный сиреневый сад. Главный фасад имеет симметричную, трёхчастную структуру (центральный 3-этажный объём, выделенный ризалитом и мезонином, и два 2-этажных боковых крыла), 5-осевую (3 на ризалите и по 1 на боковых крыльях) фронтальную композицию. Главный фасад оштукатурен и окрашен белым цветом. Центральный объём ризалита выполнен под единый с крыльями кровельный карниз. Мезонин, надстроенный над ризалитом, прямоугольный, также в 3 окна, выполнен под карниз. Над карнизом выполнен треугольный фронтон, мезонин увенчан аттиковой стеночкой с полукруглым фронтоном, фланкированный пристеночными пилястрами. В тимпане фронтона расположено слуховые окно прямоугольной формы. По оси симметрии ризалита на основном этаже здания – высоком втором этаже расположен дверной проем прямоугольной формы и два окна прямоугольной формы в скромных наличниках. Первый этаж ризалита выделен рустом. Фасад с главным входом здания решен идентично.

Горизонтальное членение фасадов выполнено межэтажными, кровельными широкими карнизными поясами, проходящими по всем объёмам здания, в том числе по боковым крыльям. Дополнительное горизонтальное членение фасадов выполнено тонким карнизным поясом, проложенным по фасаду 2 этажа, над проёмами пояс рисует арочный рисунок. Пояс проходит по всем объёмам храма, в том числе по боковым выносным порталам. К боковому крылу здания пристроена аркада высотой в этаж, соединяющая здание конторы с 2-этажным домом управляющего, решённого 2-этажным зданием симметричной композиции с мезонином.

Позднее к дворцу с запада был пристроен ещё двор с каменной стеной и воротами с новыми постройками, но уже неклассической архитектуры. Сначала это стиль прибалтийской архитектуры: дома для садовника, конюхов, каретников, священника, а в 1864 г. по южной и северной линиям флигелей был построен дом для лекаря и аптеки из красного кирпича в неоготическом стиле. Предположительно эти здания строились по проектам известного петербургского архитектора Р.А. Гедике.

Каменные овчарни возводились в 1850-х гг., в них содержалось до 20 тыс. баранов. Десятилетие спустя были произведены большие преобразования: усольская вотчинная контора была переведена из среднего большого дома в правый (южный) флигель, в остальной половине которого были оборудованы номера для приезжающих по службе. В самом графском доме всё было перестроено «в лучшем виде и вкусе, начиная с полов, печей, рам, дверей, ходов и прочее и кончая крышею, балконами и верхнею над прежнею конторою террасою с будкою для наблюдения за Усольем и другими окрестными селениями и дорогами, и полями, особенно в случае пожаров, приезда Графов, и других обстоятельств». В левом флигеле была устроена паровая машина, вал которой проходил через слесарную, токарную и кузницу. Деревянные поделки производились в столярной, сельскохозяйственные машины и орудия хранились в помещениях в западной стене к северу от парадных ворот, а к югу была устроена паровая мельница. Тогда же был сделан и водопровод-самотек, проложенный от верхнего красного колодца чугунными трубами на скотный и господский дворы. К жилому флигелю со стороны парка была пристроена открытая 2-этажная веранда на чугунных колоннах. Во время работ по оценке состояния фундамента усадьбы был обнаружен деревянный дымоход, благодаря которому полы в жилых помещениях были тёплыми – для обогрева была организована специальная система подачи теплого воздуха, связанная с каминным отоплением.

В советские годы здания усадьбы занимали различные учреждения: почта, усольский сельскохозяйственный техникум и др. К 2000-м гг. комплекс усадьбы Орловых-Давыдовых, как объект культурного наследия, находился в полуразрушенном состоянии. В 2006–2008 гг. был подготовлен проект реставрации усадьбы, однако в 2009 г. произошел пожар, частично уничтоживший главное здание комплекса и сделавший проект реставрации неактуальным.

Документ принятия объекта на охрану: Решение Куйбышевского облисполкома от 19.11.1966 № 617.

Регистрационный номер в ЕГРОКН: 631420178570005.