Церковь во имя иконы Казанской Божией Матери
Адрес
Ставропольский район, с. Новая Бинарадка, ул. Центральная, 88а
Категория
региональный
Вид
памятник архитектуры
Время создания
1894 – 1899 гг.
Архитектор
Т.С. Хилинский
Архитектурный стиль
русский стиль

Из «Приложения к сборнику постановлений и распоряжений Самарской епархии о монастырях и церквях Самарской епархии» 1899 года, известно, что в 1834 году в селе Новая Бинарадка была построена деревянная «Казанская» церковь, и просуществовала до 1901 года.  Каменный трехпрестольный храм с колокольней был построен в 1899 году и освящен в честь Казанской иконы Божией Матери в 1901 году.  Автором проекта стал Самарский епархиальный архитектор   Т.С. Хилинский.

До сих пор сохранился проект храма. Он был утвержден в строительном отделении Самарского губернского правления 29 сентября 1894 года, а 4-м сентября того же года датирована подписка архитектора Т.С. Хилинского о надзоре за ходом строительства.

Храм строился рядом с деревянной церковью, параллельно ее южного фасада. Его длинна составляла 18 саженей, а ширина -13 саженей. Вмещал он 1000 молящихся.   Крестообразный в плане храм имеет три граненые апсиды и укороченные в два раза, по сравнению с центральным, боковые продольные нефы. Над средокрестием возвышается четверик  с массивным восьмигранным барабаном, увенчанным куполом.  К центральному нефу с запада примыкает притвор, над которым возвышается двухъярусная колокольня. Помещения храма отличаются обилием света, льющегося из высоких окон барабана и из окон в продольных стенах.

Входы храма  оформлены  в виде порталов с квадратными полуколоннами и килевидным сандриком над дверным проемом. В порталах  над прямоугольными дверными проемами располагаются полукруглые световые фрамуги, представляющие из себя половину круглого окна.     Все плоскости стен оформлены  сложными  наличниками оконных проемов и ниш с арочным завершением.  Ярусы колокольни, грани барабана, угловые пилястры, порталы входов  украшены  килевидными кокошниками. Северная и Южная стены по центру завершаются аттиковыми стеночками в виде глухих люкарн, наполовину выходящих на профилированный карниз. 

Архитектурное    решение   храма   выдержано   в    русском   стиле. Кирпичная кладка неоштукатуренных стен включает множество деталей:  рельефные  выкладки  наличников,  дверных порталов, аттиков в виде кокошников, декоративные пояски, и ряд закомар, опоясывающих первый ярус колокольни.     Этот проект   будет впоследствии   повторен  в селе Калиновка (бывшая Кобельма), Курумоче  (бывшее Богоявленское),  но  нигде не повторилось больше такое богатое декоративное убранство.      

 История храма. Поскольку строились храмы в основном «тщанием прихожан», не трудно предположить, что Новая Бинарадка на протяжении всей своей истории являлась зажиточным селом. Плодородные земли и обилие водоемов способствовали развитию земледелия и скотоводства. До революции 1917 года — это центр волости. В неё входили села: Перевышевка, Новая Хмелёвка, Кубань-Озеро, Сухие Аврали, Ново-Урайкино, Мошка, Михайловка.   В канун  Первой мировой войны население села приближалось к 4 тысячам. 

А приверженность к православию новобинарадцы получили от местных пастырей. Первый настоятель сельской церкви  — священник Петр Иванович Благовидов прослужил в ней 55 лет. Во времена служения второго настоятеля – священника Василия Львовича Андреева был построен каменный храм.

Период строительства храма совпал с со временем епископства Владыки Гурия, епископа Самарского и Ставропольского. Эти годы знаменуются подъемом храмового строительства, открытием новых православных приходов и борьбой с сектантством. 

В воспоминаниях старожил сохранились и события 1932 года, связанные с закрытием храма. По их рассказам пол храма разобрали и использовали для строительства коровников, а из больших икон соорудили настил моста  через  речку  Бинарадку.     Однако ночью верующие   заменили   иконы   досками.   Колокола  сбросили и разбили, но снять кресты не удалось. Превращенное  в  зернохранилище здание так и стояло с крестами.    В    90-х    годах   прошлого века новобинарадцы    приняли    решение    восстанавливать храм.  Строение обветшало, но в отличии от многих храмов не было разрушено, сохранились даже фрагменты внутренней росписи стен.  В настоящее время реставрационные работы завершены.

Документ принятия объекта на охрану: Постановление Правительства Самарской области  № 376 от 08.08.2013.