Здание управления Самаро-Златоустовской железной дороги
Адрес
Самара, Комсомольская пл., 3
Категория
федеральный
Вид
памятник архитектуры
Время создания
1925–1927 г.
Архитектор
П.А. Щербачёв
Архитектурный стиль
aр деко

Здание управления железной дороги символически оформляет въезд в город. Оно имеет симметричную композицию, главным фасадом обращено на площадь. Центральный четырёхэтажный ризалит завершается большим фигурным аттиком с вазонами по флангам и модульонами в уровне карниза. Боковые четырёхгранные объёмы с двумя малыми сферическими куполами, выявленные плоскими пилястрами, оформлены трёхчастными оконными проёмами, которые в уровне первого этажа объединены арочной перемычкой. Высокие четырёхчастные и широкие трёхчастные оконные проёмы, единые на втором и третьем этажах (помещения двухсветного актового зала) с арочными завершениями фрамуг, разделены трёхгранными пилястрами с барельефами вазонов. По флангам массивные пилястры переходят в парапетные столбики и завершаются вазонами. К угловым пилястрам примыкают половинки трёхгранных межоконных пилястр с шарами. Над большими арочными оконными проёмами актового зала расположены спаренные прямоугольные оконные проёмы четвёртого этажа.

По сторонам от центральной ниши в аттиковой стенке с гербом (полихромная роспись) над спаренными оконными проёмами четвёртого этажа расположены слуховые окна. Под гербом на стене находится лепной орден Ленина с полихромной росписью. Угловые объёмы здания, расположенные на пересечении Комсомольской площади с ул. Спортивной и ул. Агибалова, завершаются большими сферическими куполами и имеют закругленную форму. Они оформлены прямоугольными объёмами с угловыми пилястрами и малыми сферическими куполами аналогично угловым объёмам ризалита центрального входа.

Фасад здания вдоль ул. Спортивной имеет симметричную композицию. В центре расположен ризалит, выявленный пилястрами с шарами в уровне кровли. Центральное окно третьего этажа запроектировано с балконом, по сторонам от которого в подоконных пространствах расположены барельефы на тему труда. Еще четыре барельефа расположены над оконными проёмами в угловых объёмах здания. В межоконных простенках над оконными проёмами третьего этажа расположены овальные медальоны, обрамлённые рядами бус.

Главные фасады здания раскрепованы межоконными гладкими лопатками, все фасады облицованы мраморными плитами серо-зелёного цвета с акцентированием декоративных деталей мраморными плитами белого цвета. Угловые закругленные части здания украшены рустованными пилястрами с барельефами вазонов над карнизом первого этажа. Парапетное ограждение выполнено в форме кирпичных парапетных столбиков, являющихся завершением гладких лопаток, украшенных шарами и вазонами, и двух видов фигурных металлических решёток.

Широкая бетонная лестница ведёт с тротуара на пандус входа. Бетонная лестница также ведёт из вестибюля на площадку первого этажа. Боковые лестницы выполнены по металлическим косоурам и имеют фигурные металлические ограждения.

В плане здание управления имеет форму незамкнутого прямоугольника. Служебные помещения объединены по внутреннему периметру светлым коридором с примыкающими к нему центральной и торцевыми лестницами. Двухсветный актовый зал выходит на главный фасад. На торцовых стенах располагаются по четыре спаренные пилястры с вазонами. На продольной стене в центре расположена пологая арка, в ней двустворная дверь с арочной перемычкой, по бокам две двустворные двери с прямыми перемычками, по две спаренные пилястры с вазонами на стене между аркой и прямыми дверями. По всем стенам в уровне вазонов проходит декоративный фриз из прямоугольных картин. Простой профилированный потолочный карниз отделяет кессонированный потолок с небольшими прямоугольными кессонами на пересечении балок. Цветовое решение актового зала – белое с выделением декоративных деталей под золото.

Вестибюль состоит из двух объёмов, разделенных пологой аркой. Тамбур входа перекрыт цилиндрическим сводом, украшенным прямоугольными кессонами. Сам вестибюль имеет плоское перекрытие с кессонами. Стены облицованы мраморными панелями двух цветов (белым и коричневым) и разделены пилястрами (по две пилястры на торцовых стенах, по две спаренные пилястры на торцовой стене между арками и по две спаренные пилястры, обрамляющие широкую входную арку). Большую площадь вестибюля занимает широкая бетонная лестница, облицованная мраморными и гранитными плитами чёрного, коричневого и белого цветов, ведущая на площадку первого этажа. Ограждение лестницы и площадки первого этажа выполнено из мраморных фигурных балясин и мраморных поручней.

Управление Самаро-Златоустовской железной дороги было первым зданием, построенным в городе при Советской власти. С разработкой и реализацией этого проекта в 1925–1927 гг. совпало начало творческой карьеры арх. П.А. Щербачёва. Он предложил руководству железной дороги три варианта зданий в стиле русского классицизма, итальянского ренессанса и модернизированной классики. К реализации был принят третий вариант.

В настоящее время здание реконструировано и первоначально оштукатуренный фасад заменён навесным фасадом из гранитных и мраморных плит.

Документ принятия объекта на охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176.

Регистрационный номер в ЕГРОКН: 631510238990006.

Автор: Самогоров В.А., Иванов М.О.