Дворец культуры им. В.В. Куйбышева
Адрес
Самара, пл. Куйбышева
Категория
региональный
Вид
памятник архитектуры
Время создания
1938 г.
Архитектор
Н.А. Троцкий, Н.Д. Каценеленбоген
Архитектурный стиль
сталинская классика

Дворец культуры размещается на центральной площади города. Его архитектура воплощает черты новой классики, соответствовавшей идеологии сталинской эпохи. Здание симметрично, располагается по оси площади и напоминает в плане очертание буквы Т. Восьмиколонный портик выявляет центр здания. Спаренные колонны несут в себе особый символический смысл – связь рабочих и крестьян. Верх здания оформляют скульптурные рельефы – трактор, молот, наковальня, шестерня, глобус, прославлявшие достижения советского строя. Статуи физкультурницы и рабочего, читающего книгу, установлены в нишах ризалитов и указывают на назначение здания.

Решение об организации в Самаре Дома культуры горсовет принял в конце 1929 г. Вопрос стоял остро: нужно было срочно создавать учреждения для проведения культурно-воспитательной работы среди населения. Поначалу для этих целей стали приспосабливать помещения закрытых церквей. В частности, 25.01.1930 президиум горсовета передал Союзу строителей под Дом культуры храм Христа Спасителя. Архитектору П.А. Щербачёву поручили разработать проект перестройки собора под нужды клуба. Реконструкция в основном касалась планировки внутреннего пространства собора для проведения конференций, заседаний и театральных постановок. Основные габариты и стены храма сохранялись. Фасады освобождались от деталей, а с флангов пристраивались вестибюли в виде апсид. Купола и главки демонтировались. Проектом были предусмотрены лестничные марши в двух малых апсидах и колокольне. Клуб разбивался на два уровня. На первом размещался партер, сцена, несколько лож, на втором уровне располагались комнаты для кружковых занятий, ложи, амфитеатр, два фойе, кулуары и вестибюль.

Однако на практике приспособить здание бывшего кафедрального собора под культурное учреждение не удалось. По этой причине президиум горсовета постановил разобрать его для форсированного строительства нового Дворца культуры. К весне 1932 г. собор был полностью разобран.

В связи с переименованием г. Самары в г. Куйбышев в январе 1935 г. горисполком принял постановление о строительстве памятника В.В. Куйбышеву. Крайисполком это постановление поддержал, а 13.06.1935 уже Совет народных комиссаров СССР совместно с ЦК ВКП(б) выступил за строительство Дома культуры им. В.В. Куйбышева с бронзовым памятником В.В. Куйбышеву. Соответствующее постановление подписали председатель СНК СССР В.М. Молотов и секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин. С этого момента и началась история куйбышевского Дворца культуры.

Первоначально эскизный проект ДК разрабатывали академик В.А. Щуко и профессор В.Г. Гельфрейх. В середине января 1936 г. они представили его в Совнарком СССР, но там проект не утвердили из-за превышения сметной стоимости строительства.

Новый проект выбирали на закрытом конкурсе, к участию в котором приглашались и куйбышевские архитекторы – А.Л. Каневский, А.И. Полев, П.А. Щербачёв. По итогам конкурса предпочтение было отдано эскизному проекту Н.Д. Каценеленбогена и Н.Г. Телицына. Комиссия Народного комиссариата просвещения сочла его наиболее предпочтительным для реализации, но требующим значительных доработок. На основе эскиза Каценелебогена эксперт Наркомпроса, профессор Н.А. Троцкий создал очередной проект Дома культуры. Архитектуру фасада и общую композицию с бронзовой статуей В.В. Куйбышева Троцкий согласовал со ск. М.Г. Манизером. В начале апреля 1936 г. проект утвердили, а в 1938 г. здание Дома культуры уже сдали в эксплуатацию.

Благоустройство площади продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны. Озеленение четырёх прилегающих скверов завершилось только в послевоенное время.

Документ принятия объекта на охрану: Решение Куйбышевского облисполкома от 06.05.1987 № 165.

Автор: Самогоров В.А., Синельник А.К