Здание общественного собрания
Адрес
г. Самара, ул. ул. Куйбышева, 157 / ул. Шостаковича, 1
Категория
федеральный
Вид
памятник градостроительства и архитектуры
Время создания
1914 г.
Архитектор
Д.А. Вернер
Архитектурный стиль
модерн

Двухэтажное, кирпичное здание расположено в завершении ул. Куйбышева, занимает угловое положение и формирует ансамбль площади им. Чапаева. Оно имеет 3-частную композицию, которую образуют угловая часть с вестибюлем и спиральной лестницей и два фланкирующих объёма, из которых правый, более протяжённый, обращен в сторону ул. Куйбышева, а левый, более узкий, – в сторону ул. Шостаковича. Фасады здания решены за счёт использования окон разнообразных форм: прямоугольных узких на первом этаже, широких с полукруглым завершением – на втором. Наличники окон и дверей, ограждение балкона имеют сложные криволинейные формы. Плоскость стены в нижней части здания обработана рустиком в виде «подушки», выполненной из бетона и напоминающей бревенчатую поверхность, что придает зданию монументальный вид. Фасад получил пластическую проработку благодаря использованию активной цветовой гаммы, сочетанию зелёных керамических плиток, терракотового цвета штукатурки, сине-серой рустовки и светлых деталей. Завершается здание парапетом с небольшими колонками. Объёмно-пространственная композиция закругленного угла здания с массивным входом увенчана куполом. Над каждой парой узких, продолговатых окон первого этажа, расположенных попарно, на втором этаже размещается одно широкое окно. Завершающаяся часть здания под карнизом, который поддерживают декоративные плоские кронштейны, выделена зелёной керамической плиткой. Также зелёная глазурованная плитка отделяет первый и второй этажи в левом, узком объёме здания. Простенки не имеют поэтажного членения и приобретают за счёт этого вид широких лопаток. Карниз здания украшает парапет с небольшими трапециевидными колоннами и фронтоном криволинейной формы.

Для придания своеобразного образа сооружению архитектор удачно использовал его расположение на угловом участке. Скругленный объём угловой части выполнен с отступом от линии улицы, здесь же расположен главный вход в здание, акцентированный массивным порталом с пилонами, поддерживающими балкон второго этажа. Создать привлекательный архитектурный образ помогает и цветовая обработка фасада.

По второму этажу в угловой части здания расположены небольшие балконы с ажурной металлической решёткой ограждения. В правом фланкирующем объёме по второму этажу протянулся большой балкон, в левом объёме балконы отсутствуют. Лестничная клетка увенчана башней, перекрытой куполом с цветным остеклением. В здании применены железобетонные перекрытия. В интерьерах вестибюля, на лестничной площадке и в дверях из зрительного зала в фойе установлены колонны с ионическими капителями. Зрительный зал с балконом украшен пилястрами, на стенах встречаются рельефные орнаменты.

История здания связана с событиями нач. XX в. В 1918–1919 гг. в этом здании находился Красноармейский клуб, которому после гибели К. Либкнехта было присвоено его имя. Живописец Ф.К. Петров и молодой скульптор В.П. Акимов вели в клубе большую работу по оформлению всех красноармейских клубов в городе и в уезде, писали плакаты, делали барельефы. В первую годовщину Октябрьской революции В.П. Акимов выполнил барельефы К. Маркса, В.И. Ленина, К. Либкнехта. Это были одни из первых произведений, созданных в Самаре по ленинскому плану монументальной пропаганды. Впоследствии В.П. Акимов стал одним из выдающихся мастеров, автором глубоких психологических портретов М. Горького, В.В. Маяковского, «Моряка-гвардейца» и других монументальных скульптур, например, «Рабочий», «Физкультурница» на здании Дворца культуры им. В.В. Куйбышева.

С 1925 по 1930 гг. в этом здании располагался губернский дом крестьянина, где работала читальная комната, столовая, лекционный зал, спальная комната и сельскохозяйственная выставка. В настоящее время здесь размещён Самарский военно-исторический музей. Документ принятия объекта на охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176. Регистрационный номер в ЕГРОКН: 631510308040006. Автор: Вавилонская Т.В