Бывший Пушкинский народный дом – центр революционного движения в г. Самаре в 1905 г., ныне клуб им. Революции 1905 г
Адрес
Самара, ул. Л. Толстого, 94
Категория
федеральный
Вид
памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории
Время создания
1903 г.,1905 г.
Архитектор
Ф.П. Засухин
Архитектурный стиль
романтический модерн (неоромантизм)

Двухэтажное, кирпичное, окрашенное и оштукатуренное здание с подвалом расположено на пересечении ул. Ленинской и ул. Л. Толстого. Имеет Г-образную форму в плане. Свободная, асимметричная объёмно-планировочная композиция здания сформирована разновеликими объёмами: высоким кубическим объёмом парадного входа (литера А), высоким протяжённым объёмом большого зрительного зала (литера А1), вертикальным объёмом сценической коробки (литера А3), невысоким (в настоящее время двухэтажным) объёмом малого зала, фойе и комнат для кружковых занятий (литера А4), первоначально одноэтажными объёмами библиотеки и чайной (литера А7 и литера А2). Главные фасады по ул. Л. Толстого и по ул. Ленинской имеют асимметричную, 3-частную фронтальную композицию. Объём парадного входа в здание на обоих главных фасадах активно раскрепован и представляет собой угловой ризалит, который фланкирован вертикальными объёмами пилонов. Главный вход в здание со стороны ул. Л. Толстого выполнен в виде глубокого сводчатого портала на высоту двух этажей, разделённого в уровне второго этажа балконом, в уровне первого этажа расположен четырёхколонный портик.

Лучковое очертание широкого венчающего карниза в центральной части ризалита отсылает уже к характерным деталям архитектуры барокко. Такое разнообразие архитектурных мотивов активно сочетается с чисто модерновскими пропорциями и формами оконных проёмов, их оформлением и рисунками столярных заполнений. В лоджии над портиком парадного входа установлен скульптурный бюст А.С. Пушкина.

Средняя, 5-осевая композиционная часть южного фасада, первоначально одноэтажная, была позднее надстроена вторым этажом. Фасад в этой части несколько сдвинут от красной линии, образуя неглубокий курдонёр. Здесь изначально располагался отдельный вход в чайную с ул. Москательной (ныне ул. Л. Толстого).

Западная 3-осевая часть южного фасада раскрепована в виде ризалита (литера А7). Первоначально она тоже была одноэтажной, позднее её надстроили вторым этажом. При этом декоративные консоли в виде волют, поддерживавшие венчающий карниз с полуциркульными бровками над первым этажом, были утрачены. Широкие оконные проёмы первого этажа имеют лучковые перемычки. Простенки декорированы плоскими пилястрами с базами и капителями в стиле модерн.

Восточный фасад по ул. Ленинской имеет 3-частную, асимметричную фронтальную композицию. Объём парадного входа и объём сценической коробки раскрепованы в виде ризалитов, фланкирующих фронтальную композицию фасада. Центральная часть фасада соответствует объёму большого зрительного зала и несколько заглублена. Объём парадного входа на восточном фасаде имеет симметричную, 3-частную, 5-осевую фронтальную композицию. Большой зрительный зал первоначально раскрывался на восточном фасаде огромным трёхчастным окном-витражом полуциркульного очертания, обеспечивавшим его естественное освещение. Позднее проём был заложен. Вертикальные членения на восточном фасаде представлены высокими пилястрами на пьедесталах. Венчающий карниз декорирован модульонами. Над венчающим карнизом фасады украшают парапетные столбики и фигурные парапетные стенки. К зданию примыкают палисадники и небольшой сквер, огороженный кованой металлической решёткой с воротами, раскрывающимися на обе улицы.

История здания начинается в 1898 г., когда Самарское попечительство о народной трезвости обратилось в городскую Думу с просьбой предоставить им землю для строительства народного дома, в котором можно было бы проводить антиалкогольные кампании. Попечительство просило земельный участок на углу нынешних ул. Чапаевской и ул. Некрасовской. Однако Дума предложила для строительства другое место на углу ул. Москательной и ул. Сокольничьей (ныне ул. Ленинской), так как оно было свободно от капитальной застройки, а район был заселён в основном москательщиками, рабочими железной дороги и спиртоочистительного завода. Первый вариант народного дома, очевидно, был разработан арх. А.У. Зеленко. В дальнейшем проектирование возглавил арх. Ф.П. Засухин. Бюст Пушкина, установленный на фасаде, изготовил ск. В.Н. Рейтлингер.

Народный дом имени Пушкина был открыт в Самаре 21.12.1903. Здание включало в себя зрительный зал на 735 мест, малый зал, библиотеку, читальню, чайную, комнаты для кружковых занятий. При доме была своя электростанция, а рядом с ним разбили сквер для отдыха. Через два года после постройки народный дом имени Пушкина стал революционным центром Самары. В нём ежедневно устраивались митинги, диспуты, собрания. В кон. ноября 1905 г. в Самаре был создан Совет рабочих депутатов, который расположился в Пушкинском народном доме.

В 1925 г. на фасаде здания была установлена мемориальная доска из белого мрамора с информацией о значении здания для революционного движения в Самаре. В советское время Пушкинский народный дом был переименован в Клуб им. Революции 1905 г.

Документ принятия объекта на охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176, Решение Куйбышевского облисполкома от 19.11.1966 № 617.

Регистрационный номер в ЕГРОКН: 651410023810006.

Автор: Терягова А.Н