Элеватор Государственного банка
Адрес
Самара, Хлебная пл.
Категория
региональный
Вид
памятник архитектуры
Время создания
1916 г.
Архитектор
В.Г. Петров
Архитектурный стиль
рационалистический модерн

Одно из самых крупных хлебохранилищ в Европе, построенное в 1916 г. по проекту инженера путей сообщения В.Г. Петрова, представляет собой пример архитектуры промышленного зодчества. Фасады здания симметричные. Один фасад выходит на Хлебную пл., другой ориентирован на р. Самару. По центру здания организован главный вход. Загрузка зерна в здание производилась с верхней отметки рельефа со стороны города. На нижней отметке рельефа элеватор связан длинными эстакадами с р. Самара и с железнодорожной веткой.

Здание в плане имеет прямоугольные очертания с размерами сторон 48 х 76,8 м. Основной объём составляют квадратные бетонные силосы. Сначала зерно подавалось транспортёрами на надсилосный этаж, откуда заполнялись силосные ёмкости. В нижней части из силосов зерно выгружали в железнодорожные вагоны или перегружали по эстакадам на баржи. Галереи, расположенные по периметру здания на уровне верхних четырёх этажей, и помещение надсилосного этажа освещались через большие оконные проёмы.

Часть здания, где находились силосы, была глухой.

Архитектурное решение элеватора строилось на чередовании оконных проёмов и плоских пилястр. Главная ось городского и речного фасадов акцентирована фронтонами.

Строительство здания началось в 1913 г. на правом берегу Ново-Самарской бухты, на месте стоявших там ранее хлебных амбаров. С августа 1914 г. по декабрь 1915 г. строилась силовая электростанция, тогда же были возведены насосная башня и шестиэтажный жилой дом для обслуживающего персонала. В том же доме оборудовали лабораторию и контору.

Самарский элеватор обладал ёмкостью 3 400 000 пудов. В элеваторе располагалось 476 силосов (закромов), 8 подъёмных машин производительностью до 3 500 пудов в час.

Здание элеватора открыли 21.09.1916. По вместимости зерна оно занимало второе место в России. Мимо него проложены железнодорожные пути, которые идут с железнодорожной станции Самара. От элеватора проложены галереи к станциям выгрузки зерна на баржи, которые представляют собой две башни на берегу бухты.

После 1917 г. элеватор несколько лет не заполнялся зерном, позднее был переделан под комбикормовый завод. В 1960-е гг. завод отгружал 18 тыс. тонн комбикормов в месяц. Была проведена полная реконструкция предприятия. Но через несколько лет на заводе произошёл взрыв, после чего потребовалось проводить восстановительные работы.

Документ принятия объекта на охрану: Решение Куйбышевского облисполкома от 06.05.1987 № 165.