Здание конторы и жилых квартир для обслуживающего персонала самарского элеватора
Адрес
г. Самара, площадь Хлебная, 10, литера А
Категория
выявленный
Время создания
1916 г.
Архитектор
В.Г. Петров
Архитектурный стиль
модерн

Здание конторы и жилых квартир для обслуживающего персонала самарского элеватора было построено в 1916 г. в стиле модерн. Представляет собой кирпичное прямоугольное в плане со скошенным углом, 6-этажное с подвалом здание. Асимметричная композиция фасадов решается за счёт отражения конструктивных особенностей здания. Стены здания выполнены из глиняного кирпича на известковом растворе, фасады оштукатурены и окрашены. Вход осуществляется со стороны главного бокового фасада в уровне 5 этажа через пешеходный мост, переходящий в балкон со стороны Хлебной площади.

B уровне 1 и 2 этажей фасады оштукатурены под руст, поле стены раскреповано лопатками. Межэтажные карнизные пояса оформлены иониками, сухариками и дентикулами. Фасады оформлены декоративными поясами с меандрами и орнаментами растительного характера. Простенки в уровне 6 этажа частично имеют рустованное покрытие. Оконные проёмы 1 и 2 этажей декорированы имитацией замкового камня, над проёмами 6 этажа расположены пояса с меандрами. На западном фасаде в уровне 5 этажа сохранились первоначальные конструкции балкона с кованым ограждением.

История места. Строительство сверхмощного элеватора стало событием для Самары и страны в целом. Выбрать место его возведения было непросто. Хлеботорговцы, имевшие свои амбары по р. Самарке, требовали строительства элеватора вблизи Полицейской площади, т.к. самарский лёд вскрывался первым, и можно было заранее загрузить баржи зерном. Кроме того, проведение железной дороги к элеватору не требовало строительства длинной железнодорожной ветки, что также удешевляло проект. Казанские предприниматели, заинтересованные в строительстве элеватора, взяли обязательство за свой счёт углубить бухту при впадении Самарки в Волгу. Тем самым они обеспечивали бы зимовку 66 баржам.

Другая группа хлеботорговцев требовала строительства элеватора на Волге вблизи Шадринской мельницы (у завода Кинап). Их интерес заключался не в том, чтобы как можно раньше по весне поставить хлеб на рынок, а наоборот – как можно дольше его держать, ориентируясь на цены Западной Европы. В результате крупнейший элеватор Поволжья было решено построить в бухте Самарки.

Правительство объявило конкурс на лучший проект, в котором участвовали 4 проектанта. 17.07.1913 на комиссии были приняты чертежи инженера В.Г. Петрова. Железобетонные работы проводились 11 месяцев и закончились к 01.01.1915. Строительство силовой станции началось в августе 1914 г. и закончилось в декабре 1915 г. Одновременно возводилась насосная башня и 6-этажный комфортабельный жилой дом для обслуживающего персонала элеватора. Там же была оборудована лаборатория и контора. В доме имелось центральное отопление, лифт, водопровод, канализация. Квартиры предоставлялись смотрителю, бухгалтеру, электротехнику, 2 весовщикам и 2 сторожам. Элеватор открылся 21.09.1916.