Дом художника В.А. Михайлова, в котором в 1906 г. останавливался художник Суриков
Адрес
Самара, ул. Льва Толстого, 89
Категория
региональный
Вид
памятник архитектуры и истории
Время создания
1906 г., 1860-1970 гг.
Архитектор
А.А. Волошинов
Архитектурный стиль
модерн

Трёхэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане здание с подвалом главным фасадом выходит на красную линию ул. Льва Толстого. Является уникальным памятником архитектурного стиля модерн в Самаре, отличается асимметричной композицией с гармоничным сочетанием разных форм оконных проёмов, пластичным и строгим декором, скульптурной формой проёма парадного входа. Стены здания не оштукатурены, окрашены, архитектурное решение и декор фасада имитируют каменную кладку.

Главный фасад имеет асимметричную, двухчастную композицию. В левой части фасада выделен узкий ризалит с парадным входом. Дверной проём оформлен массивным, трапециевидно расширяющимся книзу порталом со срезанными углами. В его полуциркульную арку вписаны высокая, двупольная дверь с двумя верхними стеклянными фрамугами (прямоугольной и криволинейной) и узкая боковая сегментная фрамуга с мелкой расстекловкой, отделённая от двери пилоном, акцентированная уникальным заглубленным в кирпичной кладке декором в виде трёх желобков-шнуров с шаровидными завершениями.

Небольшие оконные проёмы первого этажа имеют лучковые перемычки, так же как широкие окна второго этажа. На первом этаже акцентом фасада служит трёхстворчатый лучковый проём, вписанный в овал. Его обрамлением служат полуколонки, сегментные ниши и лучковая перемычка, имитирующая каменную кладку. Ближе ко входу пара небольших окон объединена сандриком, поддерживаемым кронштейнами, и одновременно разделена расположенной в простенке сужающейся кверху полуколонкой на кубической базе. Справа от этой пары окон расположена небольшая полукруглая ниша.

В крайнем правом широком оконном проёме второго этажа ранее располагалась балконная дверь. В настоящее время балкон утрачен. Акцентом фасада на втором этаже служит окно, состоящее из трёх вписанных в овал и разделённых каннелированными лопатками секций. В ризалите над проёмом парадного входа расположена пара узких одностворчатых прямоугольных окон с общим подоконным карнизом на плоских кронштейнах и П-образными наличниками.

На третьем этаже парные двухстворчатые оконные проёмы с лучковыми перемычками разделены каннелированными межоконными простенками, оформлены прямыми бровкам и объединены общими подоконными карнизами на объёмных кронштейнах. По вертикали узкие парные окна третьего этажа и широкие окна второго этажа объединены общей нишей. Балконный проём на третьем этаже в левой части фасада заложен, сам балкон утрачен.

Здание венчает высокий карниз с несколькими поясами сухариков и прямоугольными кронштейнами. На боковом фасаде рисунок венчающего карниза продолжен. Окна подвального этажа раскрыты в приямок вдоль главного фасада.

Историю усадебного места можно проследить с 1874 г., когда оно принадлежало майорше А.А. Шапошниковой. В 1883 г. его приобрёл крестьянин Казанской губернии Спасского уезда А.М. Михайлов. В 1903 г. по его инициативе началось строительство трёхэтажного, каменного дома с подвалом и службами. В построенном здании находились жилые квартиры, а также лавка, фотография Б.Р. Бика и школа С.Н. Милонова. На втором этаже располагалась квартира самарского художника, почитателя русского фольклора, фотографа-профессионала В.А. Михайлова, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, активного участника местных выставок. Он известен как автор картины «Тихая ночь» о революционных событиях 1905 г. в Самаре. Михайлов выступал с сатирическими рисунками в городских газетах, им расписан плафон драмтеатра, залы кухмистерской фон Вакано.

Летом 1906 г. здесь жил великий русский художник В.И. Суриков, работавший над картиной о Степане Разине, ставшей последним историческим полотном мастера.

Документ принятия объекта на охрану: Решение Куйбышевского облисполкома от 06.05.1987 № 165.

Регистрационный номер в ЕГРОКН: 631711021940005.