Особняк В.М. Сурошникова
Адрес
Самара, ул. Пионерская, 22
Категория
федеральный
Вид
памятник градостроительства и архитектуры
Время создания
1912
Архитектор
Ф.О. Шехтель, Щербачев А.А.
Архитектурный стиль
модерн

Двух-, трёхэтажное кирпичное здание с цокольным этажом главными фасадами выходит на красные линии ул. Пионерской и ул. Алексея Толстого. Стены выполнены из кирпича, в уровне цокольного этажа – крупный каменный руст. В отделке фасадов использована глазурованная плитка голубого цвета, камень, гладкие и рельефные штукатурные поверхности, гипсовые барельефы.

Дом имеет ступенчатый силуэт: более высокая угловая часть со скошенным под 45 градусов углом переходит к менее высоким крайним частям фасадов. Фасады угловой части здания решены симметрично. В уровне второго этажа вывешен угловой балкон, опирающийся на массивные наклонные пилоны. В узкой, скошенной стене на втором и третьем этажах запроектированы два вертикальных проёма. Более высокий из них выходит на балкон.

Фасад по ул. Пионерской имеет асимметричную композицию. В уровне цокольного этажа, отделанного крупным каменным рустом, раскрыты небольшие горизонтальные окна, обрамлённые гладкими оштукатуренными поверхностями. Окна первого и второго этажей сгруппированы вертикально и оформлены каннелированной оштукатуренной «рамой» с полуциркульным завершением и замковыми камнями. Узкие окна первого этажа с верхними фрамугами имеют прямоугольную форму. Вставка из плитки в подоконном поле контрастирует с гладко оштукатуренным обрамлением вокруг окон. Узкие окна второго этажа с полуциркульными завершениями разделены пилястрой.

Наличники декорированы замковыми камнями. Подоконный пояс украшен сухариками. Простенки между окнами первого и второго этажей декорированы крупными барельефами с растительным орнаментом и завитками. Вертикальные композиции завершены прямыми каменными сандриками. Над ними на третьем этаже углового объёма расположены по три узких прямоугольных окна. Узкие простенки между ними и верхняя перемычка гладко оштукатурены. Над венчающим карнизом угловой части находится прямая парапетная стенка, облицованная плиткой и прорезанная небольшими прямоугольными проёмами.

Окна второй от угла, двухэтажной части фасада по ул. Пионерской объединены по вертикали. Двухэтажные межоконные простенки, облицованные плиткой, играют роль пилястр, верхние части которых облицованы каменной плиткой. Три двустворчатых окна с верхней фрамугой на первом этаже имеют прямоугольную форму. Три окна второго этажа с полуциркульными завершениями обрамлены в верхней части каменными наличниками с замковыми камнями. Первоначально двустворчатые окна с верхней фрамугой имели фигурный переплёт с изгибом в верхней части. В настоящее время первоначальный переплёт сохранился только в среднем из трёх окон. Подоконные простенки между окнами первого и второго этажей декорированы гипсовыми барельефами с рисунком, напоминающим готическую балюстраду. Надоконное поле облицовано плиткой серо-коричневого цвета, украшено арочным поясом, имитирующим декоративные машикули. Венчающий карниз выполнен из камня. Прямая парапетная стенка над ним облицована серо-коричневым кабанчиком, прорезана поясом частых стрельчатых проёмов, декорированных каменной каймой.

Третья часть фасада по ул. Пионерской также двухэтажная. В широкой и глубокой нише располагается парадный вход в особняк. Ниша фланкирована двумя круглыми дорическими колоннами белого цвета, над ними размещается прямой сандрик с большим выносом. Антаблемент декорирован круглыми выступающими дисками.

Широкое трёхстворчатое окно второго этажа над парадным входом имеет полуциркульное завершение, обрамлено каменным наличником с замковым камнем. В подоконной неглубокой нише находится гипсовый барельеф с растительным орнаментом, рокайльными завитками и небольшим маскароном в виде женской головы.

Полуциркульная часть каменного наличника связана пластичным элементом с прямым сандриком. Над сандриком находятся четыре небольших прямоугольных проёма. Поле вокруг наличника облицовано плиткой серо-коричневого цвета. Эта часть фасада завершена прямой гладкой парапетной стенкой, облицованной голубой плиткой, верхняя полоса – серо-коричневой плиткой.

Четвёртая часть фасада по ул. Пионерской имеет три композиционных оси.

Двустворчатые окна с верхней фрамугой имеют прямоугольную форму. На первом этаже нижний пояс фасада оштукатурен, декорирован вставками серо-коричневой плитки. Окна второго этажа декорированы подоконными карнизами с сухариками. В межоконных простенках расположены небольшие квадратные вставки серо-коричневой плитки на голубом поле стены. Верхний пояс декорирован штукатурными вставками и облицован серо-коричневой плиткой. Низкая прямая парапетная стенка над венчающим карнизом облицована голубой плиткой, прорезана небольшими квадратными проёмами.

Поверхность стены пятой части главного фасада по ул. Пионерской в уровне первого этажа оштукатурена, в уровне второго этажа облицована голубой плиткой. На первом этаже запроектированы два узких двустворчатых прямоугольных окна с верхними фрамугами. На втором этаже вывешен глубокий гранёный эркер, добавляющий пластику массивному объёму здания. Верхний и нижний пояса эркера декорированы оштукатуренными поясами и облицованы серо-коричневой плиткой, средняя часть – голубой плиткой. Над верхним карнизом расположена прямая стенка с квадратными нишами, повторяющая контур эркера, за ней находится прямая, более высокая, в створе с основной плоскостью фасада здания. Прерванный за эркером венчающий каменный карниз на углу имеет закругленную форму и продолжается на торцевом фасаде особняка.

Торцевой фасад здания, обращенный в сторону ул. Степана Разина, как и дворовые фасады, имеет декор и облицован плиткой, что редко встречается в облике особняков нач. ХХ в.

Главный фасад по ул. Алексея Толстого менее протяжённый, чем фасад по ул. Пионерской, имеет асимметричную фронтальную композицию из трёх частей. Правая и средняя части фасада повторяют решение фасада по ул. Пионерской. В левой части раскрыты три узких прямоугольных проёма на первом этаже и три проёма с полуциркульным завершением на втором этаже. Левую часть венчает высокая прямая парапетная стенка.

В интерьере особняка сохранились фрагменты первоначального оформления различных помещений: парадная мраморная лестница, кованые ограждения второстепенных лестниц, богатое убранство парадного зала на втором этаже с разнообразной потолочной лепниной, мозаичным рисунком паркета из дерева разных пород, подлинные разнообразные двери и отлитые фигурные дверные ручки, камины в различных помещениях, разнообразные по отделке и цвету, наборный паркет в комнатах различного назначения.

Первые документальные сведения о здании на пересечении ул. Воскресенской (ныне ул. Пионерская) и ул. Казанской (ныне ул. Алексея Толстого) относятся к 1861 году. В то время на дворовом месте, принадлежавшем надворному советнику С.П. Шелашникову, располагались двухэтажный каменный особняк, одноэтажный деревянный флигель с мезонином, жилые и нежилые каменные службы, служебные помещения. Общая площадь усадьбы С.П. Шелашникова составляла 760 кв. саж. В зале дома 28.02.1865 открылось учредительное Земское губернское собрание – первое в Российской империи.

В сер. 1880-х гг. городская усадьба Шелашникова перешла к его вдове, урожденной княжне Лобановой-Ростовской, а в мае 1909 г. стала собственностью самарского купца В.М. Сурошникова. Вскоре новый владелец получил разрешение на переустройство и расширение двухэтажного каменного дома с подвалом и возведение каменного пристроя в два этажа. Автором проекта был арх. Ф.О. Шехтель, авторский надзор за строительством осуществлял арх. А.А. Щербачёв. Строительство велось в 1909–1912 гг. пока дом не обрёл современный вид. На трёх этажах этого здания находились 27 комнат. Кроме него на территории усадьбы располагались жилой каменный флигель (шесть комнат), каменные оранжерея, каретник, конюшня, гараж, деревянная сторожка, кладовая, два сарая. Площадь всего участка увеличилась до 800 кв. саж.

В 1918 г. особняк был муниципализирован. Здесь размещался штаб 24-й Самаро-Симбирской Железной дивизии, затем все помещения, включая подвальные, были отданы самарскому городскому Пролеткульту. Четыре комнаты дома, что находился во дворе, занимали портные и сапожники штаба 4-й армии, а в оставшихся двух жительствовал некий И.В. Беляев. С 1922 г. в здании размещались Самарский губернский отдел народного образования, Губсвоцвос, Губполитпросвет, Губпрофобр, Совнацмен, Губметбюро, Гублит, Инспекция Губоно и Комнес (комиссия по делам несовершеннолетних). В 1930-е гг. здесь находился краевой краеведческий музей, а в 1940-е – 1950-е гг. – Суворовское училище. Затем особняк занял военно-медицинский факультет Куйбышевского медицинского института.

Документ принятия объекта на охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 № 176.

Регистрационный номер в ЕГРОКН: 651410034510006. Приказ Министерства культуры РФ от 23.12.2014 №2333.